«Я держу в руках свое образование»
2 июля в Историческом музее Москвы состоялся праздник для выпускников, обучавшихся на семейном образовании. Такое мероприятие проводится впервые. Его инициатором и организатором стал Центр поддержки семейного образования (ЦПСО).
В торжественной обстановке выпускникам 9-х и 11-х классов, которые учились вне школы, были вручены аттестаты. В событии приняли участие более 150 детей и их родителей.
С приветствиями выступили лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства Ольга Будина; директор школы «Пенаты» Департамента образования г. Москвы Елена Веретильная; доцент кафедры педагогики и психологии семейного образования Института педагогики и психологии МПГУ Анна Щербина; научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН Софья Ляликова.
«Качество образования, воспитание детей на семейных ценностях и традициях, вовлечённость родителей – основные принципы семейного обучения, – считает директор Центра поддержки семейного образования Гузель Гурдус. – Количество учеников на семейном обучении в условиях сегодняшних реалий продолжает неуклонно и быстро расти. В этом году в Центре поддержки семейного образования 668 учеников окончили 9-е и 11-е классы».
Главная идея «Выпускного 2022», по словам организаторов, – создание новой традиции в России для растущего сообщества семейного образования, а также привлечение внимания общественности к роли семьи в обучении и воспитании детей.
Мы поговорили с выпускниками и их родителями и узнали, какие преимущества они находят в семейном образовании, какие проблемы испытали при переходе на эту форму обучения и какие у них дальнейшие жизненные планы.
«Когда ты учишься для себя, ты можешь почти все»
Как считает Елизавета, окончившая 9-й класс, главный плюс образования вне школы – это отсутствие стресса, связанного с давлением со стороны учителей и одноклассников, благодаря чему учеба выходит на первый план.
Елизавета увлекается языками – английским, немецким, и уже начала изучать итальянский.
Как и многие другие ребята, с которыми мне удалось пообщаться, она училась дистанционно, используя различные образовательные платформы, и по необходимости обращалась за поддержкой к репетиторам. Елизавета успешно сдала ОГЭ и планирует продолжить обучение в 10–11-х классах.
По ее мнению, хороших результатов ей удалось достигнуть благодаря планированию своего графика и самоконтролю.
«В школе много народа в классе, и всем внимания не успевают уделять. Дома можно составить удобное расписание и больше выучить за тот же период времени», – говорит выпускник 9-го класса Иван.
«Я держу в руках свое образование. Я сам могу контролировать свое обучение, вся ответственность лежит на мне», – с гордостью отметил выпускник 9-го класса Георгий.
Он собирается поступать в колледж либо на специальность, связанную с IT-сферой, либо – с историей и обществознанием. Вот такие у него разносторонние интересы.
Станислав, тоже окончивший 9-й класс, на семейном обучении со 2-го класса. Сначала с ним занималась мама, потом она открыла свою семейную школу, в которой он учился до 7-го класса, а программу 8-го и 9-го классов уже осваивал самостоятельно.
Станислав почти не пользовался услугами репетиторов, он готовился к экзаменам сам, а если у него возникали трудности, то обращался за помощью к друзьям, которые, например, хорошо разбираются в математике.
Главное преимущество семейного образования Станислав видит в том, что на такой форме обучения появляется больше свободного времени: можно быстро с утра сделать все уроки, а потом пойти на любые дополнительные занятия – парень увлекается театром.
И благодаря этому он компенсировал отсутствие одноклассников, у него образовался свой круг общения.
А вот Раде это сделать не удалось. На семейное образование она перевелась в 6-м классе, потому что, по ее собственному признанию, «не ладила с одноклассниками». Но и вне школы она чувствовала себя очень одиноко.
Сейчас она собирается поступать в колледж на специальность «графический дизайн» или на 3D-моделирование.
У выпускницы 9-го класса Даши, получившей аттестат с отличием, немного похожая история.
«Одноклассники для меня – стресс, потому что социализация – процесс очень сложный, и какая бы школа ни была – а я сменила четыре школы – мне ничего не помогало. Было ощущение, что в школе мне не рады, и никто не хотел заниматься ни мной, ни моими проблемами. Школа мне ничего не давала, потому что я на уроках даже не слушала учителя, а просто рисовала или перекидывалась записками с одноклассниками. Поэтому и отметки у меня были не самые хорошие – четверки, тройки, а в начальной школе – даже двойки», – рассказала Даша.
В 7-м классе родители перевели ее на семейное образование.
«Когда ты учишься для себя, ты можешь почти все. Я училась дома дистанционно, какие-то предметы осваивала самостоятельно, а по предметам, по которым надо было сдавать ОГЭ, занималась с репетиторами», – говорит Даша.
Ее любимые предметы – английский, испанский, история. После окончания 11-го класса она планирует получить юридическое образование и работать в арбитражном суде.
Почему ее привлекает именно эта сфера деятельности, пока не очень понятно.
Хоумскулерство как семейная традиция
Вадим, как и Даша, окончил 9-й класс с отличием. На семейном образовании он с 7-го класса. Никаких проблем в общении с одноклассниками он не испытывал, просто его родители переехали за город и решили, что ему удобнее будет учиться дома.
У Вадима широкий круг интересов: с одной стороны, он увлекается музыкой, парусным спортом, театром, с другой – астрономией, физикой и другими точными науками. Пока в его планах – поступление в ГИТИС на актерский факультет.
Среди «семейников» немало многодетных.
Валентина – мама пятерых детей, все они обучались или еще обучаются вне школы. Старший сын уже окончил Бауманский и работает в IT-сфере, второй сын после 9-го класса поступил в музыкальное училище, третий, Алексей, окончил 10–11-й классы за один год и находится на распутье: будет ли поступать в вуз сейчас или возьмет себе время на подготовку и подаст документы в следующем году.
А вот Василий, тоже выпускник 11-го класса (на семейном образовании он со 2-го класса), уже определился со своим призванием: он будет поступать в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Говорит, что пошел по стопам своего деда, который был морским офицером. ЕГЭ он сдал на высокие баллы, поэтому шансы у него большие.
Вот такие они разные – ребята, обучающиеся на семейном образовании. Но есть многое, что их объединяет.