Родители хоумскулеров: штрихи к портрету
Многодетные, образованные, фрилансеры
Кафедра социологии МГУ провела два исследования семейного образования: первое – в 2017 году, с целью сравнения родителей школьников и родителей, которые перевели своих детей на семейное образование, второе – в 2020 году с целью выявления особенностей организации учебного процесса в семье.
В первом исследовании социологи составили собирательный портрет родителей хоумскулеров.
На статистически значимом уровне подтвердился тезис о том, что родители с более высоким образованием чаще выбирают семейную форму обучения для своих детей. Подавляющее большинство «хоумскулеров» – лица с высшим образованием (84,2%), их число почти на 10,0% превосходит аналогичную категорию в подвыборке приверженцев классического образования. Имеют образование среднеспециальное и ниже менее 10,0% опрошенных семейников (7,3%).
При этом педагогическое образование имеет только треть респондентов.
«В рамках нашего исследования не подтвердился тезис о том, что для того, чтобы обучать ребенка в семье, родители должны иметь педагогическое образование, – отмечает сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской РАН Софья Ляликова. – Тем не менее они стараются выйти на СО уже подготовленными, примерно половина участников нашего опроса посещала онлайн-курсы и семинары по педагогике и семейному образованию, еще четверть сделала это сразу после перехода. Семейное образование – это ответственность родителей, закрепленная на законодательном уровне, и осознание этого побуждает их постоянно развиваться, посещать специализированные курсы, слушать семинары, прикрепляться к всевозможным ассоциациям и центрам, чтобы получить новые знания и исполнить свою заветную мечту – научить ребенка учиться и критически мыслить».
Родители, обучающие своих детей по форме семейного образования, как правило состоят в зарегистрированном браке (81,9%), остальные проживают в гражданском браке или находятся в разводе.
Количество детей в семьях хоумскулеров несколько больше, чем в семьях, отдающих предпочтение классическому образованию: 58,6% имеют двух-трех несовершеннолетних детей, а 10,6% – четырех и более, однодетность встречается среди трети опрошенных (30,5%).
Похожая картина наблюдается и в США – родине хоумскулерства.
Исследование National Center of Education Statistics по проблемам семейного образования показало, что большинство американских «хоумскулеров» (84%) проживает в семье с обоими родителями и имеет более трех детей (54%).
Анализ возможностей, связанных с распределением дохода, направленным на удовлетворение потребностей семьи, показал очень схожую ситуацию в обеих подвыборках (семейников и родителей школьников). Больше половины респондентов (54,3%) считают себя не вполне обеспеченными людьми, но не испытывают затруднений в повседневных расходах.
Сфера профессиональной занятости семейников весьма отлична от родителей обычных школьников: большинство ответивших являются домохозяйками (40,8%), одна пятая (24,2%) – специалистами в какой-либо области, 15% – предприниматели, среди отметивших «другое» примерно половина указала своим основным родом деятельности «фриланс». Данный вариант среди родителей школьников никто не указал.
Социологи заинтересовались тем, в какой сфере работают мужья домохозяек, чтобы достойным образом обеспечивать свою семью, и оказалось, что одна пятая из них занимаются бизнесом (19,2%), столько же занимают руководящие посты (20,5%) и примерно треть – специалисты в какой-либо области (34,6%). В американской практике в каждой второй семье с двумя родителями-«хоумскулерами» (57%) один из них не работает.
Ответственность большая, но и возможности огромные
Особенности занятости родителей хоумскулеров связаны с тем, что перевод на семейное образование требует от них максимального вовлечения в образовательный процесс своих детей и самостоятельное выстраивание их траектории.
«Родители-семейники являются заказчиками образования не формально, а по факту. Они сами корректируют программу обучения ребенка по его потребностям, способностям, увлечениям, интересам. Это трудозатратная задача, так как для ее решения необходимо выделять время и силы, поэтому один из родителей должен не работать», – говорит руководитель Центра поддержки семейного образования Гузель Гурдус, по мнению которой, «семейное образование – это философия и стиль жизни».
«Безусловно, семейное образование не подходит для всех семей без исключения. Это осознанный выбор родителей, которые понимают, что ответственность за качество образования ложится полностью на их плечи. Но при этом семейное образование открывает огромные возможности и для ребёнка, и для семьи в целом. И вот ради этого, наверное, стоит рискнуть», – отмечает Софья Ляликова.
«Далеко не все родители готовы учить детей дома, – подтверждает этот вывод автор проекта “Альтернативное образование” Алексей Семынычев. – Согласно научной классификации, есть разные формы участия родителей в образовании детей: “опекуны”, “невидимки”, не уделяющие детям внимания, а между ними находятся “наблюдатели”. Они наблюдают, помогают, когда нужно, они всё время находятся рядом, они участвуют, но не впадают в крайности. Их приблизительно треть от общего числа, но в начальной школе их несколько больше, чем в средней. Так вот, родители, отдающие предпочтение семейному образованию, относятся либо к группе наблюдателей, либо опекунов».
«На самом деле процент семей, которые выбирают такую форму образования, очень маленький. Это семьи, проживающие в больших городах, как правило, имеющие высокий уровень образования и доходов. Родители, испытывающие финансовые трудности или находящиеся в разводе, пожалуй, воздержатся от перехода на эту форму», – считает научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова.
Эксперт Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Кирилл Савицкий не разделяет эту позицию.
«Можно говорить о том, что на различные формы дистанционного семейного образования уходит наиболее активная часть родителей, но совсем не обязательно материально обеспеченная. И мне известно, что достаточно существенное количество людей, которые работают в образовательных технологиях, создавали собственные онлайн-школы, для того чтобы обучать там своих детей», – отметил он.
Кроме того, варианты таких форм образования очень часто используют люди, которые путешествуют за пределами России либо находятся на постоянном месте жительства за рубежом. Их дети обучаются дистанционно в российских школах, где они сдают аттестации. Например, в Испании есть сервис для русскоязычных детей, который помогает работать с онлайн-формами образования.
Также существуют группы родителей, которые забирают своих детей из школы, для того чтобы заниматься с ними по советским учебникам.
Семейные ценности на первом месте
В числе главных причин, побудивших родителей перевести своих детей на семейную форму образования, в исследованиях 2017 и 2020 годов превалирует одна и та же триада:
- Низкое качество школьного образования.
- Возможность воспитывать ребенка в традициях семейной преемственности.
- Сохранить здоровье ребенка, избежать чрезмерных нагрузок.
Различается лишь процентное соотношение респондентов, которые выделили перечисленные факторы.
Если в 2017 году подавляющее большинство семейников (66,1%) называли низкое качество образования ключевой причиной перехода на семейную форму образования, то в 2020 году число таких ответов снизилось до 49,2%. Зато возросло количество тех, кто высоко оценивает воспитание ребенка в традициях семейной преемственности (поддержание родительско-детской привязанности) – с 39,8% до 48,8%.
В числе жизненных ценностей, рекомендуемых своим детям, семейники выбирали «возможность духовного развития, занятий по душе, творчества» почти на 30% чаще родителей школьников; «свободу и самостоятельность в жизни» – на 22%, на 14% – «душевное благополучие, согласие с собой».
А родители школьников отдавали предпочтение таким ценностям, как:
- материальное благополучие, заработок, достаток (на 9,3% чаще семейников);
- семья, дети, заботливые близкие (разница в 9,3%);
- высокий статус, положение в обществе, карьера (разница в 7,2%).
Но есть одна непререкаемая ценность, которая приоритетна для обеих категорий опрошенных – это здоровье детей. Как самую важную ее оценивают чуть более 80% семейников и 86% родителей школьников.
Что же касается учебной деятельности, то здесь интересы тех и других довольно существенно различаются.
По мнению родителей хоумскулеров, «учеба – это нечто большее, чем оценки в дневнике и баллы за ОГЭ и ЕГЭ»: на это указали около 62% семейников против 44,5% родителей школьников. Для семейников, в сравнении с родителями школьников, среди плюсов домашнего образования более важной оказывается возможность оградить ребенка от дурного влияния за счет семейного воспитания (41,6% против 26,9%).
«Цикл наших исследований показывает, что при переходе на семейную форму обучения родители не только руководствуются объективными причинами, как, например, низкое качество школьного образования, ими также движут и ценностные мотивы, в частности, в 2020 году актуализировалось желание воспитывать ребенка в традициях семейной преемственности, и это действительно уникально. Представители властных структур, ученые, общественные деятели и прочие неравнодушные лица говорят, что надо решать демографические проблемы, необходимо нацелиться на поиски наиболее привлекательной группы населения, которая при точечной поддержке может наиболее полно реализовать свой репродуктивный потенциал. Хоумскулеры чем вам не подходящая группа? Многодетные, высокообразованные родители, ориентированные на семейно-детный образ жизни и транслирующие высокий уровень семейных ценностей подрастающему поколению – замечательный вариант», – убеждена Софья Ляликова.
В то же время она отмечает, что качественное образование для семейников также входит в число приоритетов. Так, по результатам последнего исследования, среди преимуществ СО около 43% родителей хоумскулеров указывают на сохранение заинтересованности ребенка, повышенную способность к усвоению материала, 38% – на заботу о здоровье, создание благоприятного психологического климата, 32,3% – на возможность использовать индивидуальную программу, около 31% – на более тесный контакт с ребенком. Но все же подавляющее большинство опрошенных – 55% – на первое место ставят наличие большего объема свободного времени и гибкий график.
«Мягкая» школа
Каждая семья организует учебный процесс по-своему.
Однако, согласно данным исследования 2020 года, 70% семейников организуют учебу своих детей по определенному расписанию, причем более 37% из этой категории начинают занятия «по-школьному» – в 8–9 часов утра, а чуть более половины – в 10–11 часов. Но практически все родители, принявшие участие в опросе, как один заявили, что занятия заканчиваются не позднее 17 часов, а это означает, что у родителей остается достаточно времени для общения с детьми.
Около 29% респондентов признают, что у них не предусмотрено конкретного времени для занятий ребенка, ему предоставлена возможность грызть гранит науки, когда он захочет, и при необходимости уделить больше времени освоению конкретного предмета или темы, которая оказалась для него более привлекательной.
93% все же предпочитают разделение образовательного процесса на предметы.
Также социологи попросили хоумскулеров оценить организованный ими учебный процесс по десятибалльной шкале, где 1 – анскулинг (полная свобода в получении знаний, не связанная со школьной программой), а 10 – школа (строгое следование школьной программе).
«Исследование показало, что российский хоумскулиг – это своего рода “мягкая” школа, без жестких ограничений и рамок, – комментирует результаты Софья Ляликова. – Причём, если сравнивать опыт организации обучения старшего и младшего ребёнка, то младший чуть ближе будет располагаться к анскулингу, а старший – к школе. Согласно полученным данным, 22,5% родителей оценили организованный ими процесс обучения от 1 до 4 баллов из 10, что может ориентировать нас на примерную долю анскулеров в нашем исследовании. Но мы должны понимать, что в отечественной практике анскулинг – это не совсем та «свобода», о которой говорят американские исследователи. Родители не отказываются от школы как таковой, они отказываются от рамок временных, образовательных, локационных, каких угодно, однако не забывают о том, что их дети обязаны сдавать аттестации».
Таким образом, выделяются две стратегии обучения на семейном образовании: первая – это аналог хорошей школы дома, но с заботой о здоровье ребенка, это про структурированный образовательный процесс, четкое расписание занятий и так далее. Второе направление, ближе расположенное к анскулингу, сторонники которого хотят воспитывать детей в семейной традиции, ориентировано на свободный график, более мягкую структуру образовательного процесса, высокую самостоятельность ребенка в обучении и так далее.
Но и в том и в другом случаях организация образовательного процесса зависит напрямую от интересов ребёнка, и в этом есть определённый плюс. Если ему интересно сегодня заниматься биологией или историей, то этим предметам посвящается дополнительное время, причем оно распределяется таким образом, чтобы ребенок не переутомлялся.
Есть альтернативные подходы, когда идёт погружение в предмет, например, дети изучают две недели одну математику. Потом они сдают определённый экзамен и переключаются на другую дисциплину.
В конечном итоге дети на домашнем обучении в отличие от школьников действительно не перегружены: они тратят на образование около 3 часов, а их родители – около 2 часов.
«Если мы посмотрим на опыт дистанционки, то родители школьников в этот период тратили 5 часов на контроль за обучением детей, а дети – 6,2 часа. Интересный факт: даже до пандемии родители обычных школьников тратили больше времени на занятия с детьми – 2,5 часа. То есть на семейном обучении именно на образовательный процесс не так много времени уходит и у взрослых, и у ребёнка, вследствие чего у всех участников образовательного процесса остается больше возможностей и времени для самореализации, для посещения кружков и секций», – констатирует Софья Ляликова.
В среднем дети-хоумскулеры так же, как и ученики традиционных школ, посещают один-два кружка. Однако среди семейников на статистически значимом уровне больше тех, кто посещает три и более кружков в сравнении с детьми из обычных школ. На это чаще других указывали респонденты, посещающие семейные образовательные центры, которые принято называть «нешколами».
Ошибочно было бы полагать, что у семейной формы образования нет недостатков. По данным опроса, если смотреть по нарастающей, отмечается нехватка знаний и квалификации у родителей (14,0%), совмещение роли родителя и учителя, психологические трудности (19,7%), критика со стороны знакомых и родственников (20,1%), нехватка времени (23,5%).
Но первое место в этом топе занимают финансовые трудности и отсутствие компенсаций со стороны государства (42,1%).
Эту тему мы рассмотрим в следующей статье. А первую часть читайте здесь.