Семейное образование // Тема дня

Семья – это лучшая школа? Часть 3


Семья – это лучшая школа? Часть 3
Фото: trsobor.ru

«Золушка» российской системы образования

Сколько стоит семейное образование?

Согласно социологическому исследованию, проведенному в 2017 году кафедрой социологии МГУ, о котором мы подробно писали в предыдущей статье, уровень благосостояния семей школьников и семейников примерно одинаков. По данным тех же опросов, аналогичны и расходы этих двух категорий на образовательные цели.

На тот период они составляли 5 тысяч рублей в месяц, сегодня эта сумма по очевидным причинам должна быть в разы больше.

Затраты семей хоумскулеров во многом зависят от их запросов и возможностей. Изучить историю Древней Греции можно, отправившись в путешествие по руинам Парфенона, а можно просто посмотреть фильм на эту тему в интернете.

Родители семейников, с которыми мне довелось общаться, отмечали, что дистанционные технологии существенно упрощают и удешевляют процесс домашнего обучения: очень много полезных ресурсов выложено в Сети в открытом доступе – от научно-популярных видео до образовательных платформ.

Что касается репетиторов, то, как говорит руководитель Центра поддержки семейного образования Гузель Гурдус, они нужны как школьникам, так и хоумскулерам в равной степени для подготовки к ГИА. По ее словам, когда дети учились в школе, она тратила на репетиторов даже больше денег, чем на семейном обучении, поскольку дети на семейной форме обучения, как правило, больше мотивированы и потому обладают хорошими навыками самоорганизации и самообразования. Правда, Гузель добавляет, что определенную статью расходов составляют книги, учебники, пособия и рабочие тетради.

И если с младшими детьми родители, как правило, занимаются самостоятельно, поскольку программа простая, то в средней и старшей школе без помощи профессионалов не обойтись.

Родители-семейники часто организуют группы для своих детей, чтобы разделить расходы между собой, и это действительно дешевле, чем платить за индивидуальные занятия.

И все же значительная доля родителей, выбравших семейную форму обучения, посещает различные семейные клубы и центры, услуги которых, по данным Ассоциации семейных школ, стоят в среднем от 12 до 50 тысяч рублей в месяц в Москве и от 3500 до 15-20 тысяч рублей в регионах. За год это получается дешевле, чем в частных школах, но все равно съедает часть семейного бюджета.

Конечно, большинство нешкол предоставляет небольшие скидки многодетным или устраивает на работу наиболее активных и компетентных родителей, обеспечивая им дополнительный заработок, но все же вопрос госфинансирования семейного образования стоит довольно остро. Сегодня госфинансирование этого небольшого, но постоянно растущего контингента практически отсутствует.

Это заставляет родителей искать разные обходные пути, в том числе устраивая детей не на семейную форму, а на другие, предусмотренные Законом «Об образовании в РФ».

В связи с этим возникают проблемы со статистическим учетом детей-семейников.

Лукавые цифры

Несмотря на то что на сайте Минпросвещения РФ регулярно публикуется информация о числе лиц, обучающихся по форме семейного образования, узнать реальное число хоумскулеров практически невозможно. Научный сотрудник Института социально-экономических проблем имени Н.М. Римашевской РАН Софья Ляликова убеждена, что на самом деле семейников значительно больше, чем декларируют официальные источники. Исследователь подчеркивает, что на начало 20192020 учебного года насчитывалось 29 716 таких учащихся, а после пандемии – 44 167, причем ежегодно эта цифра растет. Существуют определенные ограничения по учету данной категории обучающихся, связанные не только с особенностями самого учета, но и с юридическим статусом детей, обучающихся в семье, с самоидентификацией родителей и так далее. Например, они могут быть оформлены на очно-заочную (свободное посещение занятий с последующей обязательной аттестацией) или заочную формы (на уроках они не присутствуют, а только проходят промежуточные аттестации и другие контрольно-надзорные процедуры, включая ВПР), хотя на самом деле реализуют форму семейного образования.

«Иногда это упрощает процедуру получения льгот, которые положены семье обучающегося в школе, иногда это связано с нежеланием семей выходить на конфликт со школой. Согласно нашему исследованию, проведенному на базе кафедры социологии семьи и демографии МГУ, примерно треть родителей-хоумскулеров среди трудностей при переходе на семейное обучение указывала препятствия со стороны администрации школы или учителей, еще 19% говорили о сложностях, возникающих на уровне местной администрации.

Семейники – особая категория в системе образования, которая, с одной стороны, лишает школу финансирования, но в то же время не компенсирует расходы родителей на организацию образовательного процесса в семье.

Разработка специальных мер по экономической поддержке таких семей могла бы базироваться на принципах перераспределительной политики средств госбюджета, выделенных на образование школьников. Подобная политика была бы ориентирована на поддержку родительского труда в сфере образования своих детей и обеспечила бы хоумскулерам семейную зарплату за выполнение функций учителя. В 2019 году было всего четыре региона, которые поддерживали семейников в финансовом плане. Компенсаторная помощь семьям хоумскулеров предусмотрена, но не является обязательной на федеральном уровне, а если она не обязательна, то зачем тратить на это средства регионального бюджета?! Подобные рассуждения оказываются весьма популярными на уровне органов местного самоуправления», – поясняет Софья Ляликова.

«Вопрос финансирования семейного образования стоит очень остро, особенно сейчас, когда цены на все поднялись, а доходы людей резко снизились, – говорит руководитель Ассоциации семейных школ Светлана Марзеева. – Многие начали забирать детей из семейных школ из-за нехватки средств, и компенсации от государства были бы сейчас нужны как никогда».

Образовательный сертификат как решение проблемы

Омбудсмен в сфере образования при уполномоченном президентом России по правам предпринимателей Амет Володарский давно выступает за применение образовательных сертификатов в семейном образовании.

«Исходя из определения подушевого финансирования, деньги должны идти за ребёнком, независимо от формы обучения и организационно-правовой формы образовательной организации, – говорит Амет Володарский. – Однако вопросы финансирования семейного образования и репетиторства до сих пор остаются нерешенными. Я неоднократно предлагал репетиторов вывести из тени, дать им госзаказ и обеспечить поддержку. Это существенно улучшит качество классической школы.

Что касается финансирования, то введение образовательного сертификата, равного сумме, выделяемой государством на данного ребёнка, может решить проблему. Этот сертификат родитель может применить для оплаты любой формы и любого уровня образования – от детского сада до аспирантуры.

Однако это политический вопрос. Минфин выделяет средства, исходя из принципа подушевого финансирования, а это означает, что образовательный сертификат может быть внедрен без дополнительных затрат на бюджетную сферу».

По мнению омбудсмена, «уменьшение финансирования семейного образования – это первый шаг к попыткам отмены этой формы обучения, так как она существенно оттягивает на себя большое количество школьников».

Он отмечает, что, начиная с 2018 года, фиксируется ежегодный отток детей в семейную форму обучения – минимум 10% от показателей предыдущего года, что не может не вызывать тревогу в Минпросвещения.

Свобода дороже денег?

«Проблема финансирования семейного образования действительно долгое время дискутировалась, но сейчас поднимается уже реже. Последние 5–6 лет большое количество родителей отказываются от денег. Они считают, что в обмен на деньги с них будут требовать отчёты, а они этого не хотят. Проблема финансирования семейного образования, на мой взгляд, сильно преувеличена. Свобода стоит дороже», – убежден автор проекта «Альтернативное образование» Алексей Семенычев.

Свобода действительно очень важна для родителей, выбравших для своих детей семейное обучение. Вместе с тем при переводе детей на эту форму у них возникают самые разные вопросы – от юридических до организационных. В следующей статье мы расскажем о Центре поддержки семейного образования, который помогает решать эти проблемы.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube