Семейное образование // Статья

Семья – это лучшая школа? Часть 6


Семья – это лучшая школа? Часть 6
Фото: centrinit.ru

Как сдают экзамены выпускники семейных школ и в какие вузы они поступают?

Семейное образование – относительно новое явление для России, по данным Росстата, в этой сфере занято порядка 44 тысячи учащихся, и пока еще нет социологических исследований о результатах обучения таких детей, о том, какие образовательные траектории они выбирают после школы. Поэтому мы решили опросить на эту тему непосредственных участников семейного образования, и вот что удалось узнать из этих бесед.

Раньше оканчивают школу – больше времени на размышления

Виктория Гласко – руководитель Центра семейного образования «Кайманчик». Как и многие родители, она искала наиболее оптимальные формы обучения для своих детей и, разочаровавшись в традиционной школе, выбрала семейное образование:

«Не могу сказать, что дети, получившие СО, отличаются от своих сверстников, окончивших школу, – говорит Виктория. – Кто-то из них идет в премиум-вузы, а кто-то предпочитает творчество академическим знаниям. Главное отличие заключается в том, что многие семейники оканчивают школу раньше, в 14–15 лет, перепрыгивая через классы, и у них чаще всего есть время после получения аттестата год-два подумать, попробовать свои силы в разных сферах и прийти в вуз уже в 1718 лет, чтобы общаться наравне со своими ровесниками».

Старший сын Виктории получил аттестат в 15 лет и после этого пробовал себя в качестве артиста, зарабатывал, ездил на гастроли, вел блог, а в 18 лет поступил в вуз. Сейчас он учится в Финансовом университете по специальности «Реклама и связи с общественностью».

К моменту поступления ему исполнилось 18 лет, и, несмотря на юный возраст, у него уже был опыт работы в этой сфере.

Перевод студентов на дистант во время пандемии и частичное использование этой формы обучения после окончания острой фазы позволил ему совмещать профессиональную карьеру с учебой. В то же время университетское образование не является для него главным в жизни. Он пока находится в поиске своего жизненного пути и готов к переменам.

«Чаще всего хоумскулеры выбирают ту специальность, которая им действительно интересна, а не ту, которую им навязали общество и школа», – убеждена Виктория Гласко.

Главное преимущество «семейников» – способность к самообразованию

Ольга Есина работает методистом в центре «Кайманчик», обе ее дочери тоже получили семейное образование.

Старшая дочь сейчас учится на 3-м курсе медицинского колледжа на фельдшера. Младшая в прошлом году окончила школу с золотой медалью, очень успешно сдала ЕГЭ (литературу на 94 балла, русский на 83, историю на 84), причём, как подчеркивает Ольга, это полностью заслуга ее дочери, она вообще не вмешивалась в процесс её обучения в старших классах.

Дочь обучалась самостоятельно, находила дополнительные программы и курсы, которые ее интересовали. Однако, несмотря на все усилия и высокие результаты ЕГЭ, поступить на бюджет по желаемой специальности – история, ей не удалось.

Поступать на платное отделение тоже не стала, поскольку, благодаря тому что прошла 1011-й классы за один год, у нее было в запасе время на раздумья.

И за этот год она многое успела: и помощником воспитателя в Вальдорфском детском саду поработала, и поменяла свои жизненные планы: вместо истории решила заниматься дизайном и моделированием одежды.

«Общеобразовательные предметы ей пересдавать не придется, нужно будет только пройти творческий конкурс. Весь этот год она ходила в институт на курсы, училась рисовать для того, чтобы сдавать рисунок и композицию», – рассказывает Ольга Есина.

По ее мнению, главное преимущество детей-семейников, особенно тех, кто еще в начальной школе перешел на такую форму обучения, – это способность к самообразованию.

Если в обычной школе от учеников чаще всего требуется выполнять определенные указания (прочитай параграф, реши конкретные задания), то в семейных школах детям предоставляется свобода выбора: и задания на самостоятельный поиск информации, и придумывание собственных задач, и умение планировать свое время.

То есть большое значение имеет и способность к самоорганизации – если этот навык отсутствует, учиться вне школы не получится. Убедимся в этом на примере двух выпускниц. По случайному совпадению у них оказались одинаковые имена, и выбор образовательных траекторий имеет одну общую черту – они мечтают обучаться за рубежом.

Испытание свободой

Даша Бережная – москвичка, ей 15 лет, на семейном образовании она уже три года.

До этого обучалась в лицее при МИФИ, поскольку увлекалась математикой, физикой, естественными науками. Но в середине 6-го класса ей нужно было определиться с профилем обучения в 7-м классе, учителя настаивали, чтобы она выбрала физмат, но Даша сомневалась: уже тогда она заинтересовалась биоинженерией, и ей казалось, что такой профиль ей не совсем подходит.

И тогда, посоветовавшись с родителями, она приняла решение уйти на семейное образование, чтобы выстраивать образовательную траекторию в соответствии со своими желаниями.

В семейном образовании она видит два больших плюса: отсутствие каких-либо рамок и свобода действий.

«То есть ты можешь изучать один предмет углублённо, другой изучать на минимальном уровне, который тебе нужен», – рассуждает она.

Правда, не все ее одноклассники, которые вместе с ней ушли на СО, воспользовались этими преимуществами и вынуждены были вернуться на очное обучение, не выдержав именно испытания свободой.

Даша считает, что причина – в отсутствии цели, которая рождается только из интереса к тем или иным предметам. Если этого интереса нет, то требуется постоянный «кнут» – контроль, жесткие рамки и ограничения, которые как раз и дает традиционная школа.

Интереса у Даши было в избытке, и в первые два месяца самостоятельного обучения это обернулось для нее отрицательной стороной: она занималась по 12–14 часов в день и сильно уставала (времени на другие дела уже не оставалось).

Тогда она твердо решила пересмотреть свой график и стала заниматься учебой только до 15 часов, а после этого оставляла время исключительно для хобби (3D-моделирование, спидкубинг -это вид спорта, предполагающий решение различных комбинированных головоломок наподобие Кубика Рубика), отдыха и волонтерской деятельности.

При этом нагрузка у Даши была нешуточная: она дистанционно обучалась в американской школе, где была в числе лучших учеников, и одновременно была прикреплена к российской школе, в которой она проходит промежуточные аттестации и в этом году сдает ОГЭ.

Обучение в 10-м классе она планировала продолжить в зарубежной школе, но из-за сложившейся геополитической ситуации этим планам не суждено сбыться, и скоро она поедет поступать в Казань, в частную школу, реализующую программу международного бакалавриата. Она могла бы остаться и в Москве, поскольку здесь тоже есть такие школы, но в Казани, по ее словам, более выгодные условия: обучение дешевле и есть стипендии.

«У меня появилось больше времени и на себя, и на семью, и на друзей»

В Казани живет другая моя собеседница – Даша Буренина, но, в отличие от своей московской тезки, ей, похоже, удастся реализовать свои мечты по обучению за рубежом.

Сейчас она собирает документы для испанского Университета Аликанте, куда собирается поступать на специальность «бизнес-менеджмент».

Даша последние два года дистанционно обучалась в русско-испанской школе, выполняя задания, которые ей оттуда присылали. Занимаясь по собственному графику, 10-й класс она окончила уже в апреле, а 11-й – в декабре, оставив время на занятия с репетиторами для подготовки к ЕГЭ.

На семейное образование она ушла в 10-м классе (для старшеклассников такая форма называется самообразованием) и сразу оценила все его преимущества.

«Просто у тебя появляется больше времени на то, чем ты хочешь заниматься, и ты удобно можешь тасовать себе день в плане того, что тебе не обязательно сначала отсиживать в школе все уроки», – говорит она.

Например, в 9-м классе Даша проводила в школе больше половины дня – почти до 16 часов, а потом, как и другие ее одноклассники, ехала на занятия к репетиторам. Получалось, что весь день она только училась, а на социальную жизнь совсем не оставалось времени.

«А после того как я ушла на семейное, за год выучила испанский язык и прошла обучение в фотошколе, у меня появилось больше времени и на себя, и на семью, и на друзей», – рассказывает Даша.

Делай то, что тебе интересно

У Натальи Чиненной трое детей – и все на семейном образовании с первого класса.

Правда, старший сын короткое время пробовал учиться в традиционной школе, но ему не понравилось, так же как не подходило ему обучение и в разных семейных школах. Занимался вокалом, окончил музыкальную школу, и до определенного времени к точным наукам способностей не проявлял.

«А с 7-го класса пошёл в новую семейную школу, и там он у нас прямо “выстрельнул”: у него стали хорошо получаться математика, информатика, программированием увлёкся, 9-й класс окончил на “отлично”, 11-й класс – с золотой медалью и поступил на бюджетное отделение в МПГУ на специальность “Разработка IT в глобальной экономике”, где обучение ведется на английском языке», – рассказывает Наталья.

Дочери вообще учатся только дома, ни в какие частные или семейные школы они не захотели ходить.

Периодически они занимались с Натальей, у которой высшее экономическое образование, по основным базовым предметам, искали бесплатные курсы на просторах интернета, с репетиторами занимались только по мере необходимости.

Сейчас они окончили 9-й класс, одна из них самостоятельно подготовилась за 3 месяца к ОГЭ по математике и сдала на «отлично», а другая попросила репетитора, подготовилась за месяц и сдала на «4».

Все остальные предметы девочки тоже сдали на высокие баллы, и все это без переутомления и нервных срывов. Чтобы обучение было систематическим, Наталья на каждую неделю согласовывала с дочерьми план занятий: сколько тем изучить по каждому предмету, и потом проверяла их знания.

Свое время девочки распределяли сами, и у них оставалось полдня для любимых увлечений.

«Им нравится рисовать – они ходили в художественную школу, нравится музыка –окончили музыкальную школу – одна по домре, другая – по домре и пианино, нравятся языки – изучают корейский, китайский, английский. Что им интересно, тем и занимаются», – говорит Наталья.

К 9-му классу у дочерей определились два главных интереса – графический дизайн и восточные языки. Поскольку по второму направлению обучение в колледжах не предусмотрено, они решили продолжить обучение в 1011-м классе в форме самообразования и заодно взять эти два года на раздумья о своем дальнейшем жизненном пути.

Наталья считает, что главный навык в жизни – это способность к самообразованию и возможность учиться тому, что тебе действительно интересно, а не стремление напичкать свой мозг разными знаниями по принципу «всего понемногу» с нулевым результатом на выходе.

В то же время она убеждена, что такая форма образования подходит далеко не всем детям.

«Мои дети больше интроверты, им комфортнее находиться вне класса. Лучше никого, чем терпеть каких-то людей, которые им не нравятся. А есть дети очень социальные, которым нужен коллектив. Таким однозначно нужно ходить в обычную школу с обычным графиком занятий», – говорит Наталья.

В то же время она предупреждает: если есть какие-то тревожные сигналы (например, ребёнка в школе унижают, либо он не понимает материал, либо с учителем нет контакта), тогда в обязательном порядке надо уходить из школы, иначе у ребенка совсем пропадет желание учиться и резко снизится самооценка.

Главное – найти то, что увлекает ребенка, а путей и способов организовать семейное образование множество: от семейных школ до репетиторов, онлайн-курсов и дополнительного образования.

Тонкий лед

Хотя Наташины дети оказались способными и мотивированными учениками, их оценки для нее никогда не были в приоритете, поскольку, по ее мнению, оценивание – это стресс.

«Мы настраивали детей, что главное – это те знания, которые вы получаете, а не оценки. Поэтому мы совершенно спокойно относились к любым результатам, какими бы они ни были, и детей на это настраивали», – говорит она.

Директор одной альтернативной школы, пожелавшая остаться неизвестной, тоже считает, что оценки – не главное, хотя выпускники 9-го класса из ее школы успешно сдали ОГЭ в этом году.

«Результаты ОГЭ/ ЕГЭ – это очень тонкий лёд, – говорит она. – Если б он характеризовал работу моих коллег, как бы это было прекрасно! Но он характеризует очень много подводных камней: зрелость подростковой психики; системность труда, на которую он готов; добротность фундамента, которую он принёс с собой. Выборка из 5–10 детей ничего не даёт. И что важнее: ЕГЭ 95+ или не перешагнутый подоконник?».

И все-таки приведу результаты выпускников одной из семейных школ за 2015–2018 годы (данные предоставлены «Ассоциацией родителей-практиков, обучающих детей в семье») .

В списке вузов – Институт культуры, МАрхИ, МПГУ, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Всероссийская академия внешней торговли, МГСУ (бывший МИСИ), НИУ ВШЭ, РГАУ им. Тимирязева, Финансовый университет при правительстве РФ, РГГУ, МГТУ им. Баумана. И спектр специальностей широк – от филологов и экономистов до IT-специалистов и инженеров-машиностроителей.

Из 26 выпускников одна стобалльница, четыре золотых медалиста, много ребят с высокими баллами ЕГЭ. Три человека приняли решение не поступать в вузы и колледжи сразу после получения аттестата и взяли себе год на раздумья.

Почему многие выпускники, получившие семейное образование, выбирают зарубежные вузы? Есть ли «противопоказания» к семейному образованию и требуется ли к нему специальная подготовка? Об этом читайте здесь.

P.S. В следующей статье мы продолжим рассказ о результатах учащихся, получающих семейное образование.


Youtube

Читайте также в рубрике «Семейное образование»

Новости





























































Поделиться

Youtube