Навигатор в море семейного образования
Родители, выбирающие семейное образование, сами выстраивают образовательную траекторию своего ребенка. Многие из них, объединяясь с единомышленниками, создают свои семейные школы, клубы и центры.
Гузель Гурдус – москвичка, мама пятерых детей – одна из них.
В 2017 году вместе с другими родителями-семейниками она пришла в столичную гимназию № 1505, директором которой в то время был Леонид Наумов, и обратилась к нему с просьбой прикрепить детей к школе, чтобы проходить там промежуточные и государственные итоговые аттестации.
«Я сказал, что никаких проблем здесь нет. В январе 2018 года мы начали сотрудничество. Их тогда было 400 человек, а через год, когда я уходил из школы в издательство “Просвещение”, уже 1500», – рассказывает Леонид Наумов.
Сегодня Центр поддержки семейного образования (далее – Центр или ЦПСО) объединяет уже около 10 тысяч семей из 81 региона. Наибольшее число учащихся – из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодара, Казани, Екатеринбурга.
Большая медиаплатформа оказывает поддержку родителям в трех важных направлениях:
– во-первых, информационно помогает в прикреплении ученика на заочную или семейную формы обучения в школе № 1505, с которой у Центра заключен договор.
Диагностику знаний можно пройти в дистанционном формате один раз в год в любой последовательности и из любой точки мира. На каждый предмет дается две попытки. Все тесты соответствуют ФГОС;
– во-вторых, на сайте Центра создана уникальная цифровая платформа, на которой размещены материалы в виде онлайн-уроков, учебных пособий, демоверсий заданий, ссылок на полезные и познавательные ресурсы с 1-го по 11-й классы;
– в-третьих, эксперты и методисты проводят для родителей вебинары по волнующим их вопросам и общаются с ними в чатах.
Гузель Гурдус подчеркивает, что Центр поддержки семейного образования – это не онлайн-школа, а методологический центр, навигатор, который помогает и разобраться в дистанционном образовании, и выбрать учебные пособия, и получить необходимые знания по воспитанию детей.
Школа № 1505 – главный помощник в решении этих вопросов.
«Мы очень активно сотрудничаем со школой 1505: в течение года педагоги проводят различные вебинары на юридические и методические темы, причем очень оперативно откликаются на запросы родителей и не только сами консультируют, но и рекомендуют нам ведущих специалистов в сфере образования, – рассказывает Гузель Гурдус. – Центр берет на себя решение организационных вопросов: помогает собрать документы, необходимые для прикрепления к школе, обеспечивает техническую поддержку IT- платформы».
Кроме того, Центр помогает родителям выбрать наиболее подходящие для их ребенка формы обучения, которые сегодня в большом разнообразии представлены на рынке образовательных услуг – как в офлайн, так и в онлайн.
С этой целью вот уже в течение 5 лет Центр проводит различные конференции и ярмарки современного образования. Например, в этом году в Ярмарке современного образования приняли участие 40 образовательных проектов, которые работают с семейниками и заочниками.
«Меня потрясло, какое количество форматов, форм, инструментов сегодня существует для обучения детей дома. Можно прослушать уроки Российской электронной школы или уникальный авторский курс по какому-либо предмету, можно пойти в семейный класс, где занятия по биологии проходят на природе, или посетить музеи и выставки», – говорит Гузель Гурдус.
По ее мнению, в современном мире ребенок находится в активной позиции по отношению к информационной среде, он хочет изучать то, что ему нравится, а не то, что навязано школьной программой.
«Так что семейное образование – это запрос не только от родителей, недовольных школой, но и от самих детей, которые отличаются от прежних поколений: им не интересно сидеть за партой, их привлекает самостоятельное изучение. Мои дети сами выбирают интересующие их форматы, инструменты, будь то онлайн-курс, учебник или видеоуроки», – отмечает учредитель и гендиректор ЦПСО.
Технологии не стоят на месте, и в прошлом году Центром была опробована аттестация по программе «Прокторинг», предполагающая дистанционную сдачу экзамена с использованием видеонаблюдения. Есть планы и по сотрудничеству со школами-партнерами.
«Мы хотим попробовать запустить онлайн-уроки, которые могли бы охватывать большую аудиторию, – рассказывает Гузель Гурдус. – Для этого мы формируем команду, которая готова обучать педагогов Центра и школы работе в онлайн-формате с использованием игровых и интерактивных методик, чтобы это были не просто уроки с “говорящими головами”, а живые и активные занятия с участием ученика. В прошлом я работала HR-менеджером, в мои обязанности входило обучение и развитие персонала, и я считаю полезным применение некоторых из этих методик в образовании детей. Кроме того, появились интересные инструменты для общения и обучения в формате онлайн. Это дает возможность активно включать в урок сразу много ребят. Например, в процессе урока можно сразу вывести онлайн-опрос, и тогда “к доске” могут одновременно пойти 10–20 учеников».
В следующей статье мы расскажем о различных видах семейных школ, которые принято называть «нешколами».