Семейное образование // Тема дня

«Другие школы»: надежды и перспективы


 «Другие школы»: надежды и перспективы
Фото Ивана Топтыгина

Апрель ознаменовался двумя крупными событиями в сфере альтернативного образования. Эти вопросы обсуждали 18–20 апреля в МГПУ в рамках VII Ежегодного международного симпозиума «Образование и город: проектирование развития». 19 апреля в культурном центре МГИМО прошел II форум актуального образования, на площадке которого состоялись лекции, мастер-классы и дискуссии для родителей-семейников, а также игровые активности для их детей.

От заочников до самообразования

Согласно закону, образование в РФ может быть получено в форме не только очного, но и очно-заочного, заочного образования и в форме семейного образования (СО) и самообразования (так называется СО в 10–11-х классах). И все это многообразие – это варианты альтернативного образования, где семейное образование – лишь один из способов официального оформления.

Очно-заочники и заочники прикреплены к государственным или частным школам и проходят все виды аттестаций, включая ВПР.

Дети на СО обучаются вне образовательной организации, в этом случае они могут не проходить промежуточные аттестации и вообще исключить какое-либо взаимодействие с государственной системой образования до наступления ГИА (государственных итоговых аттестаций в 9-х и 11-х классах). Однако так поступают считанные единицы, большинство все же считает нужным проверять знания каждый год.

Таким образом, разница между заочной, очно-заочной и семейной формами довольно условная.

Учащиеся обеих форм не всегда учатся дома и самостоятельно. Сегодня им готовы помочь «грызть гранит науки» онлайн-школы, репетиторы, тьюторы и, конечно, сами родители. А еще в их образовании могут участвовать альтернативные образовательные проекты, клубы, центры и классы семейного образования, А-школы, вообще ничем не напоминающие традиционную классно-урочную систему. Их более подробную характеристику мы рассмотрим ниже.

Ключевой вопроc – сколько школьников охвачены практиками альтернативного образования? – не имеет точного ответа. Такая статистика в России не ведется. В отчетах Росстата отражены только те дети, кто сдает аттестации.

В абсолютных цифрах доклада, который представила на форуме руководитель Центра аналитических исследований и моделирования в образовании МГПУ Елена Петряева, прирост «альтернативщиков» с 2016 по 2023 годы внушительный – в 10 раз (c 17623 до 174678), а в процентном отношении динамика за тот же период весьма скромная: с 0,1% до 1% от общего контингента школьников по всей стране.

Причем, представители «другого» образования сосредоточены в самых крупных городах: в Москве – 5,3% от числа обучающихся в столице, в Санкт-Петербурге – 2,3%.

Точки роста и достоверность данных

Если выделить из этой когорты детей, обучающихся в форме семейного образования и самообразования, то мы увидим, что в 2016-2017 годах их численность составила 6134, а в 2023–2024 годах – более 70 тысяч.

Пандемия 2020–2021 годов, вынудившая школы перейти на дистант, дала импульс для развития семейного образования в России, а цифровые технологии не просто его расширили, но и качественно трансформировали.

Сегодня СО – это не просто «обучение с мамой за партой», а система сервисов и инструментов, которая позволяет семьям выбирать оптимальные для ребенка форматы и методы обучения, считают в МГПУ.

При этом Елена Петряева и другие специалисты подчеркивают, что реальные цифры могут отличаться от представленных Росстатом. Причин для этого несколько.

Во-первых, те, кто выбирает заочную и очно-заочные формы, могут заниматься по моделям, характерным для семейного образования, и разграничить две эти формы обучения сложно, а иногда и невозможно. Кроме того, из этой статистики, как уже отмечалось ранее, выпадают те, кто не проходил аттестаций.

Во-вторых, как констатируют специалисты, достоверность и полнота этих данных зависит от корректности заполнения отчетов на местах, то есть на уровне школ. Не исключено занижение имеющихся показателей. По какой причине, рассмотрим дальше.

«Поэтому все данные условные, к тому же они по-разному интерпретируются разными исследователями. Скорее всего, семейников больше, но насколько именно, неизвестно», – говорит Елена Петряева.

Образованные, многодетные, столичные

Около 48% родителей, чьи дети обучаются на семейном образовании, проживают в городах, 35% в мегаполисах, 47% имеют более трех детей, 85% – женаты или замужем. Такие цифры отражены в исследовании сотрудника Института социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской РАН Софьи Ляликовой. Но главный вывод ученого заключается в том, что подавляющее большинство родителей – «хоумскулеров» – лица с высшим образованием (84,2%), их число почти на 10% превосходит аналогичную категорию в подвыборке приверженцев классического образования. Имеют образование среднеспециальное и ниже лишь 7,3% опрошенных «семейников».

К выводу о высоком уровне образования респондентов, выбравших альтернативное образование, пришли и ученые МГПУ в своем исследовании «Развитие альтернативного образования в крупнейших городах РФ»: по результатам их опросов, проведенных в Москве, 85% родителей, чьи дети учатся в форме семейного образования (СО), имеют высшее образование, 22% из них – два и более высших образований или ученую степень.

Не удивительно, что у таких родителей высокие запросы и требования, которые не в состоянии удовлетворить даже самая развитая система образования. В числе главных причин, побудивших родителей перевести своих детей на семейную форму образования, на первом месте стоит низкое качество школьного образования, на втором – возможность воспитывать ребенка в традициях семейной преемственности, на третьем – стремление сохранить здоровье ребенка и избежать чрезмерных нагрузок. Приоритеты в этой триаде могут меняться местами (например, в социологических исследованиях МГУ в 2017 году на первом месте значилось недовольство родителей низким качеством школьного образования, а в 2020-м – здоровье детей).

В некоторых случаях причиной ухода из школы на семейное образование становятся не завышенные требования со стороны высокообразованных родителей, а объективно неблагополучная ситуация в системе образования того или иного региона.

Например, в Омской области, где также высок процент родителей, решивших перевести своих детей на семейное образование, отмечается ряд серьезных проблем: нехватка учителей, учеба в две смены и перегрузки детей. Получается, что образование в этом регионе не покрывает даже базовые потребности, поэтому поиск альтернативы в данном случае закономерен.

Возникает закономерный вопрос: является ли семейное образование маркером неблагополучия традиционной школы, ее неспособности справиться с теми разнообразными сложными ситуациями, которые возникают в массовой школе: буллингом, хронической неуспеваемостью, с воспитанием и обучением детей, имеющих особые образовательные потребности? И не этим ли объясняются попытки школ занизить показатели семейного образования: ведь чем выше степень недовольства родителей качеством школьного образования, тем больше родителей переводят своих детей на семейные формы обучения.

Мат, прокуренные туалеты и нежелательная среда

Из тех родителей, с кем мне довелось поговорить на Форуме актуального образования, выяснилось, что искать альтернативные варианты их заставила неблагоприятная подростковая среда (мат, прокуренные туалеты) и недружелюбное отношение со стороны учителей. Родители из интеллигентных семей опасаются, что их дети поневоле попадут под влияние чуждой среды.

Москвичка Ольга Лукьяненко считает, что социализация в массовой школе тождественна выживанию. Поэтому свою дочь – пятиклассницу – она решила оградить от дурных влияний. Перевод на заочную форму позволил решить не только эту проблему, но и проявить интересы и склонности ребенка. И обнаружилось, что дочь интересуется биологией, а знания по этому предмету можно получить не только из учебников и в стенах школы, но и в сфере дополнительного образования – например, в кружках при вузах или при Дарвиновском музее, которые она активно посещает. Благодаря этому у нее сложился новый круг общения из сверстников-единомышленников, разделяющих ее интересы.

На Форуме актуального образования детям было предложено много интересных активностей

Аиша Булычева приехала на форум из Казани – одного из тех городов-миллионников, где есть большой выбор семейных школ.

Свою дочь она оформила на семейное обучение с первого класса, поскольку опыт обучения двух старших сыновей в массовой школе оказался не самым успешным.

Главным преимуществом семейного обучения Аиша считает возможность выбирать наиболее интересные методики обучения, самостоятельно распределять свое время и заниматься любимыми предметами – иностранными языками, математикой, творчеством.

Дочь Аиши занимается в семейной школе «Мечта», в которой родители объединились в группу, пригласили репетиторов и оплачивают их услуги вскладчину. Такой способ весьма распространен среди семейников, он снижает затраты на обучение детей. Но расходы у всех разные, поскольку зависят от количества выбранных курсов.

Аиша – по профессии архитектор – сторонница глубокого, фундаментального образования, поэтому ее дочь проходит все промежуточные аттестации, а местом их проведения в разные периоды были разные школы: и государственные, и частные, а в настоящее время это онлайн-школа в Испании. Как видим, у семейников есть выбор – главное, чтобы образовательная организация, в которой проходит аттестация, имела аккредитацию.

Аиша Булычева и Елена Лукьяненко – характерные примеры добросовестных родителей, которые осознанно берут на себя ответственность за образование и воспитание своих детей. Есть еще одна категория – семьи с детьми-спортсменами, которые часто выезжают на сборы и соревнования, и музыканты, которые много времени уделяют творчеству. «Если родители, тренеры, педагоги контролируют процесс их обучения, то семейное образование для них действительно большое подспорье», – констатирует депутат Мосгордумы и в недавнем прошлом столичный детский омбудсмен Евгений Бунимович.

Еще есть хотя и немногочисленная, но вызывающая тревогу у специалистов категория «семейников» – это неуспешные ученики, которых школы насильно выталкивают на СО, боясь испортить свой рейтинг. Родители таких детей, как правило, совершенно не готовы к «самостоятельному плаванию» и плохо себе представляют, как выстраивать дальнейшее образование своих детей.

По мнению председателя Правления Межрегиональной ассоциации семейных школ Светланы Марзеевой, ключевая ценность альтернативного образования в целом и семейного в частности состоит в том, что эта система работает не только с избранными и отобранными детьми, а со всеми, и с каждым ребенком индивидуально, будь то подростки с девиантным поведением или дети с ограниченными возможностями здоровья, с другими распространенными ныне проблемами – дислексией, дисграфией, СДВГ.

«Но если бы семейные школы получали государственную поддержку, они могли бы принять больше таких детей», – подчеркивает Светлана Марзеева.

Светлана Марзеева и Елена Петряева на II форуме актуального образования

Выбор есть!

Евгений Бунимович отмечает, что всегда были дети, которые не вписываются в традиционную систему образования. Но если раньше у них не было выбора, то теперь спектр возможностей существенно расширился за счет альтернативного образования. На карте альтернативных школ проекта «А-образование» сейчас в Москве и Московской области – 315 адресов, и эта цифра с каждым годом растет. За минувшие 10 лет по своему количеству неформальных школы догнали частные, которых в столице и области тоже немногим более 300. В Санкт-Петербурге насчитывается порядка 250 альтернативных школ, а частных – около 70. В других городах-миллионниках – Екатеринбурге, Новосибирске – альтернативное образование представлено пятью-шестью школами.

Игорь Донченко – исполнительный директор СПП «Лига образования»,
соавтор и организатор проекта «Навигатор семейного образования»,
основатель «Школы мышления» – видит будущее за игровыми методиками в образовании

Какими бы разными они ни были, можно выделить общие тренды, которые Елена Петряева перечислила в своем исследовании:
  • индивидуальный подход, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный темп обучения;
  • маленькие классы и группы (8–15 человек);
  • выполнение домашних заданий в школе;
  • наличие логопеда и психолога, других «помогающих» специалистов.

Осуществить свои пожелания семейники могут в альтернативных школах, использующих разные дидактические системы – от ТРИЗ-педагогики до Монтессори, Вальдорфской педагогики, Реджио-подхода, полилингвального образования и других.

Пространства альтернативного образования Светлана Марзеева и Елена Петряева разделили на три группы: программные школы; семейные школы; А-школы. Деление весьма условное, поскольку группы пересекаются по некоторым аспектам: например, во всех трех случаях образовательный запрос формируют родители, школьники могут выбирать порядок прохождения тем, темп изучения, однако степень такой субъектности бывает разной – от 30 до 60 процентов в семейных центрах до максимума в А-школах. Но есть и отличия: например, в программных школах обучают по признанным дидактическим системам; в семейных школах, группах и классах поддержки СО нет единых программ и форматов изучения материала, но содержание определяется школой для аттестации.

Смысл всех А-школ – не давать никакого основного образования, главная задача – научить детей быть авторами своей жизни, развить субъектность мышления, образовательный запрос на 60% формирует сам школьник (что и в каком объеме изучать и с какой целью), при этом оцениваются не знания детей, а способность размышлять, видеть взаимосвязи, исследовать и анализировать.

Такие подходы могут воплощать как профессионалы высочайшего уровня, так и откровенные дилетанты, практикуя, скажем, обучение по старым советским учебникам или применяя непризнанные и мало апробированные методики.

В связи с этим специалисты говорят о некоторой доле неопределенности альтернативного образования, которая может привести к его подчинению законам рынка и снижению качества образования. Но наряду с этой тревожной тенденцией есть и другая, обнадеживающая: альтернативное образование может стать экспериментальным полигоном государственного образования, как это случилось ранее с авторскими школами.

Эти и другие вопросы планируется обсудить в ближайшее время на различных дискуссионных площадках, организуемых МГПУ.

По мере своего расширения альтернативное образование вызывает все больший интерес со стороны ученых как за рубежом, так и в России. На эту тему ведутся исследования в МГПУ, НИУ ВШЭ, МГУ, в Институте социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской РАН, защищаются кандидатские и докторские диссертации, пишутся книги и пособия.

Растет число общественных организаций, объединяющих родителей, выбравших семейное и другие формы альтернативного образования.

Это Межрегиональная ассоциация семейных школ, Национальная лига семейного образования и ряд других. Они оказывают юридическую, информационную и психологическую поддержку таким семьям и помогают им преодолевать трудности, с которыми они сталкиваются. Об этом подробнее мы расскажем в следующей статье.

Фото Ивана Топтыгина


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube