Семейное образование // Статья

Семья – это лучшая школа? Часть 1


Семья – это лучшая школа? Часть 1
Фото: shkolazhizni.ru

Семейное образование в мире набирает обороты. Наибольшее распространение оно получило в США, но и в России популярность этой формы образования постоянно растет. Корни этого педагогического явления уходят в XIX век.

Шарлотта Мейсон (1842–1923)

Шарлотта Мейсон родилась 1 января 1842 года в Уэльсе. С 1861 года она начала работать с детьми дошкольного возраста, а впоследствии стала учительницей в средней школе для девочек. Затем она читала лекции о домашнем образовании в педагогическом колледже. Некоторые из них были опубликованы.

Шарлотта считала, что главное в образовании – видеть в детях личностей и уважать их интересы. Одна из ее учениц создала Национальный образовательный союз родителей, которые хотели обучать детей по методу Мейсон. В 1891 году Шарлотта открыла школу для гувернанток и педагогов, а через год – и для родителей, которые хотели сами обучать детей. В школе она приучала будущих учителей к тем принципам педагогики, которые выработала сама.

Принцип образования Шарлотты Мейсон основывался на разностороннем развитии ребенка и отказе от принуждения к обучению. Она старалась включить в программу разные виды деятельности. Например, она рекомендовала детям читать оригиналы произведений вместо адаптированных, упрощённых версий. Это правило распространялось не только на литературу, но и на живопись и музыку. Большое значение она придавала урокам на природе, во время которых ученики рисовали животных и растения, обсуждали увиденное, проводили собственные исследования.

Не менее важной она считала и благоприятную атмосферу для учёбы: по ее мнению, ребёнок и педагог, настроенные положительно и дружелюбно, смогут добиться лучших результатов при обучении.

Сегодня правила обучения Мейсон могут показаться очевидными, но для своего времени они были новаторскими. Благодаря ей семейное обучение стало популярнее, родители впервые увидели преимущества такого формата: индивидуальный подход и независимое расписание. Многие современные системы домашнего обучения пользуются методами Шарлотты Мейсон.

Иван Иллич (1926–2002)

Настоящую революцию в педагогической науке произвела книга философа, одного из активных деятелей миссии католической церкви в Латинской Америке в 50–60-е годы Ивана Иллича «Освобождение от школ». Именно ему приписывают термин «расшколивание».

Это был конец 1960-х – начало 1970-х годов, когда в мире происходили бурные изменения: в странах Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии шел процесс деколонизации; в Европе – студенческие волнения и во многом протестное движение хиппи на фоне борьбы за расовую и гендерную справедливость и ренессанса марксистских идей.

Иллич рассматривал школу как институт порабощения, подавления, принуждения личности, как механизм закрепления социального неравенства.

Он призывал перейти к «ученикоцентрированной» системе и «экономике самореализации», от автоматического усвоения информации – к самостоятельному познанию, предлагая альтернативные модели. Он признавал, что социальная справедливость и демократия напрямую зависят от организации процессов обучения, поэтому школа, педагогика неотделимы от общественно-политической жизни.

Иллич считал, что школа не просто построена по модели фабрики – вся система образования работает как потребительский капитализм. Учитель-продавец поставляет ученикам-потребителям стандартизированный и упакованный товар (учебники, пособия), система оценки строится на «освоении» этих пакетов.

При этом никак не учитываются воображение, изобретательность, способность действовать в реальном мире (то есть то, что мы сегодня назвали бы «мягкими навыками»). Но в отличие от привычного рынка потребления ученики по сути лишены выбора – они вынуждены подчиниться учебному плану.

«Однажды позволив ограничить свою любознательность обучением по расписанию и учебному плану, молодые люди готовы подчиниться любому внешнему планированию. В итоге школа приучает нас к вере в покорность, потребление и прогресс», – писал Иллич.

Кроме того, ученый обвиняет школы в том, что они предлагают обществу новую религию надежды: они обещают вывести из нищеты тех, кто «будет хорошо учиться», но для большинства эта надежда оказывается ложной.

Однако Иллич не ограничивается критикой существующей системы образования – он предлагает альтернативные варианты. Прежде всего это «сети совместного обучения» (learning webs), которые получили широкое распространение в эпоху интернета.

Педагогика не может стоять в стороне от этих процессов, и все зависит от того, насколько критично люди воспринимают свою внутреннюю несвободу.

Джон Тэйлор Гатто (1935–2018)

Школу с фабрикой сравнивал не только Иллич, но и Джон Тэйлор Гатто, автор книги «Фабрика марионеток», в которой он пишет о том, что так или иначе школа в первую очередь выполняет общественный заказ, готовя детей для решения своих задач. Школа – это фабрика марионеток, в основе самой системы обязательного образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушными, более управляемыми. Индивидуальность ребенка, его помыслы и мечты, его личностные качества оказываются невостребованными.

Гатто 26 лет проработал учителем в государственных школах Манхэттена. Получил ряд государственных наград за выдающиеся заслуги в области образования. В 1991 году признан Учителем года г. Нью-Йорк. Позже, уволившись из государственной школы, он продолжил работать учителем в Открытой школе г. Олбани и ездил с выступлениями по Соединенным Штатам Америки, призывая к проведению радикальной реформы системы государственного школьного образования.

Александр Сазерленд Нилл (1883–1973)

Шотландский педагог-новатор, теоретик свободного воспитания, который разработал уникальные методы работы и воплотил их в своей школе Саммерхилл. Открывшаяся в 1921 году, она успешно работает и сегодня.

Один из главных принципов этой педагогической системы – школа для ребенка, а не ребенок для школы.

Нилл сознательно противопоставил концепцию своей школы общепринятой установке на режим, дисциплину и принуждение. Смело отказался от всякой дисциплины, всякого управления со стороны взрослых, внушения, всевозможных менторских поучений и какого-либо религиозного наставления.

Нилл дал детям право быть собой. Он говорил, что каждый ребенок обладает неповторимой индивидуальностью, способностью любить жизнь и находить в ней собственный интерес. Если предоставить ребенка самому себе, он будет развиваться в соответствии со своими индивидуальными наклонностями. Надо только обеспечить ему абсолютную свободу. Ребенок, жизнь которого постоянно не корректируется взрослыми, рано или поздно добивается в жизни успеха. Задача школы – предоставить ребенку возможности жить своей жизнью, а не жизнью, навязанной ему родителями или педагогами. Подобное давление на ребенка, по мнению Нилла, порождает послушных роботов.

В целом школа не нацеливалась на подготовку учащихся к экзаменам. Директор вообще был категорически против них. Их проводили только для поступающих в вузы.

Также в Саммерхилле не ставили оценок. Вместо них принималось во внимание творчество, изобретательность и оригинальность. Нилл утверждал, что задача школы – дать детям возможность научиться читать, писать и считать. Остальное – производное от интересов и потребностей каждого ученика.

Саммерхилл положил начало такому явлению, как анскулинг (от английского un – «не» + schooling – «школьное обучение») – это обучение без программы и аттестаций. Ребёнок ничему не учится целенаправленно. Он получает знания, задавая вопросы и самостоятельно отыскивая ответы. Обучение проходит в игре, творчестве, путешествиях и общении.

От анскулинга до хоумскулинга

Движение анскулинга зародилось в США в 1970-х годах и стало настоящей философией. Поклонники свободы в обучении считают, что это и есть подлинное семейное образование и только так ребёнок усваивает правильные ценности и получает нужные знания.

В отличие от анскулинга, представители которого более радикальны в своих взглядах, хоумскулинг (от англ. Homeschooling – домашнее обучение) признает аттестации и по этой причине в определенной мере ориентируется на школьные программы.

В США домашнее обучение – это едва ли не самая быстроразвивающаяся форма обучения (ежегодно количество таких детей увеличивается на 3–4%), а по данным за 2015 год, их общее число достигло 2,3 млн человек. Пандемия вызвала ажиотажный спрос на семейное образование в этой стране – число таких детей там увеличилось сразу на 8% по сравнению с предыдущим периодом, но одной из главных причин стала возможность избежать обязательной вакцинации детей от ковида благодаря переходу на внешкольную форму обучения.

В России семейное образование начало развиваться с 1990-х годов, а сам термин был закреплен ст. 17 Закона «Об образовании в РФ». Это форма получения образования вне школы, которая предполагает самостоятельное освоение основной образовательной программы. При этом ответственность за качество обучения лежит на родителях. Самообразование – то же, что и семейное обучение, только для детей старше 15 лет или для тех, кто получил аттестат об окончании девяти классов.

Для учащихся, перешедших на семейную форму образованию, обязательны две итоговые аттестации – ОГЭ и ЕГЭ, но могут быть и промежуточные (раз в год и чаще) по решению родителей.

В следующих статьях, посвященных этой теме, мы рассмотрим, какая категория родителей обучает детей дома и в так называемых «нешколах», в чем заключаются особенности такого обучения, возможно ли сотрудничество между «нешколами» и государственными образовательными организациями и как складываются образовательные и карьерные траектории ребят, получивших семейное образование.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube