Семейное образование // Тема дня

Семья – это лучшая школа? Часть 5


Семья – это лучшая школа? Часть 5
Фото: riograndeconference.org

Автор этой статьи – Светлана Марзеева, руководитель «Ассоциации семейных школ». 11 лет она работает в сфере семейного образования, в которую пришла благодаря своей дочери Полине. Полина пробовала учиться в разных школах – государственных и частных, но в итоге осознанно выбрала семейную. В чем заключаются преимущества семейных школ по сравнению с традиционными? Почему растет их популярность и чем они отличаются друг от друга?

Об этом и многом другом вы узнаете, прочитав статью.

Семейные школы: путь к свободе

«Очень часто сейчас родители идут по такому пути, когда они оформляют домашнее образование, но реально объединяются и приглашают опытных педагогов, которые работают с группой детей. И часто это тоже является фактором вымывания педагогов из школ, потому что хороший педагог получает вместо безумного количества бумажек свою любимую работу с детьми».

Л. Петрановская

От заучивания к познанию: как это развивалось?

Примерно десять-двенадцать лет назад джинн свободного образования вырвался из бутылки государственной школы. Эксперименты с обучением вне системы приняли массовый характер, когда оказалось, что освоить образовательный минимум, предписанный ФГОС, их дети могут и не жертвуя сном, отдыхом, свободным временем, радостью познания и здоровьем.

Родители забирали детей из государственных школ с их явными преимуществами: охраной, питанием, большими актовыми залами, множеством профессиональных учителей и… о ужас, приводили их в непонятные помещения, обычно довольно неказистые, категорически не соответствующие никаким СанПиНам, где какие-то люди, часто вовсе без специального образования, занимались чем-то очень похожим на образовательную деятельность.

Таких нешкол, абсолютно недопустимых с традиционной точки зрения, становилось все больше. В 2013 году в Москве и МО было около 10 таких проектов, в 2016 году – около 80, в 2019 году – более 130, в 2021 году – примерно 300 (по результатам подсчета на карте альтернативных и семейных школ сайта «А’бразование»).

Что характерно, по данным Forbes, на сентябрь 2021 года в Москве и Московской области лицензии на обучение по программам общего образования имела 301 частная школа. По данным «Ассоциации семейных школ» на тот же период, в Москве и МО на карте было отмечено 312 нешкол, то есть проектов без лицензии или с лицензией на дополнительное образование. В Санкт-Петербурге эта пропорция ещё показательнее: по данным проекта «Просто учиться», школ с лицензией/аккредитацией около 70, а на карте питерских школ (как частных, так школ без лицензии) их уже около 230.

Все чаще приверженцы традиционной модели обучения задавались вопросом, почему же родители делают выбор в пользу непонятной и никак не контролируемой образовательной модели.

Как сказала мне директор школы моей дочери, подписывая заявление о переходе на семейное образование: «Я бы не рискнула так экспериментировать на своих детях…»

Но я и не собиралась учить дочь сама. Все твердили нам: «Выбирайте не школу, а педагога!» Именно так мы и поступили, просто сделали этот выбор не внутри системы, а вне. Вне системы учитель избавлен от необходимости использовать насилие в обучении: детям больше не надо рано вставать, сидеть неподвижно, делать домашку, над ними не висит угроза «двоек», и в таких условиях «ненавижу школу» превратилось в «люблю школу». Вот и весь секрет популярности неформальных школ: достаточно оказалось избавиться от правил системы, чтобы для обычного среднестатистического школьника превратить каторгу в удовольствие.

На первом этапе семейные школы, которые в большинстве случаев создавали сами активные родители, были похожи: расходы на учителя и помещение здесь делили на всех, а доходов попросту не было, наоборот, приходилось сильно экономить. Школьные учебники старались не использовать, зато придумывали игры, искали интересные методики, ходили в музеи и на экскурсии, организовывали дополнительные занятия: готовили, рисовали, занимались йогой, устраивали ярмарки, праздники и квесты. Аттестации дети сначала сдавали в госшколах, но, как только был принят новый закон «Об образовании», предусматривающий, кроме семейной, и заочную форму обучения (когда деньги за ученика получала школа, а не семья), свои услуги по сдаче аттестации в комфортной обстановке стали предлагать частные школы.

Спустя несколько лет многие семейные проекты (нешколы) сильно выросли, каждый год приходилось открывать новые первые классы, поскольку все больше появлялось желающих примкнуть к сообществу, где детям нравится учиться. Организаторы нешкол встали перед необходимостью оформления своей деятельности, которая не могла считаться образовательной: у них не было ни программы, ни расписания, ни учебников, ни оценок, ни домашних заданий – ничего, обязательного для настоящих школ. Чаще всего они выбирали видом деятельности «уход и присмотр»: ведь детям, которые не ходят в школу, надо где-то проводить время, играть, гулять и общаться. Тем более что многие нешколы вырастали из домашних садиков.

Другой популярной формой объединения семей на СО стало создание семейного клуба, где проводили досуг не только дети, но и взрослые, все они могли придумывать разные активности друг для друга и сами же воплощать свои идеи в жизнь. Здесь также совместно осваивали школьную программу, необходимую для сдачи аттестаций.

Вскоре у учеников на семейной и заочной формах обучения появилась еще одна возможность получать знания вне системы государственных и частных школ: некоторые маленькие проекты выросли в центры дополнительного образования и (или) подготовки к экзаменам. Здесь уже все было более по-школьному, с привычным фронтальным обучением, однако все сводилось к репетиторской деятельности, просто ученикам было удобно пользоваться услугами репетиторов в одном месте и строго в нужном объеме. Тем не менее эти занятия отличались от знакомых нам по традиционной школе, здесь учитывались желания и потребности каждого ученика или как минимум пожелания его родителей.

Параллельно появилось множество онлайн-ресурсов – от крупного, широко разрекламированного бизнеса с уроками в телевизоре до камерных интерактивных дистанционных школ с увлекательными занятиями, тьюторами и индивидуальным подходом.

Все эти возможности привлекают родителей: теперь, забрав ребенка из ненавистной ему школы, им не надо было осваивать вторую профессию, чтобы учить его самим. Можно было собрать школу-конструктор, пользуясь множеством перечисленных вариантов.

Школы и нешколы

Тип первый. Неформальные образовательные проекты – нешколы.

Почему с приставкой «не-»? Противопоставление школе осознанно и логично: детей там не заставляют учиться. Ведь именно в насилии квинтэссенция школьного подхода: не можешь – научим, не хочешь заставим. Суть и смысл семейных школ – не только в том, чтобы учить иначе, чем внутри системы, а прежде всего в том, чтобы учить другому. Тому, что актуально в быстро меняющемся мире, и тому, что интересно самим детям. Родители, создающие семейные школы, интуитивно следуют принципу субъектности в образовании. Без субъектности в современном мире даже высокие академические результаты детей становятся бессмысленными.

Уникальная особенность нешкол: создание особого образовательного пространства для детей, обучающихся в семейной и заочной форме.

Там нет образовательной деятельности в школьном смысле. Это сообщества родителей, которые вскладчину обучают своих детей, зарабатывая при этом на таких видах услуг, как «уход и присмотр», «консультационные услуги», «подготовка к аттестациям» (читай, репетиторство). Чаще всего мы встречаем четыре вида таких проектов:

  1. Семейная школа, где родители являются соорганизаторами и активно включены во все процессы, происходящие в сообществе. В самом разном качестве: одна мама готовит обеды, другая гуляет с детьми, третья читает, четвертая проводит ярмарки, папы мастерят, ходят в походы.
  2. Семейный клуб (или центр), где происходит все то же самое плюс мероприятия и активности для взрослых.
  3. Свободная (демократическая) школа. Здесь тоже много общего с первыми двумя вариантами, но в эту школу могут ходить и родители, а их дети сами выбирают, какие предметы изучать, когда именно и в каком объеме и изучать ли вообще.
  4. Проекты, объединяющие педагогов, работающих по принципу погружений (метод Щетинина). Это так называемые универсальные учителя, их объединяет особым образом организованная учебная деятельность, позволяющая изучать предметы в ускоренном темпе.

Тип второй. Альтернативные школы – это проекты, имеющие признаки семейных и частных школ. В образовательной деятельности здесь активно используются игровые и другие инновационные подходы к обучению, индивидуальный подход, Soft Skills, олимпиадные направления и множество развивающих программ дополнительного образования. Тут два вида:

  1. Альтернативная школа (переходный этап от семейной к частной школе). Как правило, имеет лицензию, разрешающую заниматься дополнительной образовательной деятельностью.
  2. Тьюторский (репетиторский) центр. Здесь без лицензии на дополнительное образование тоже не обойдется. Кроме того, учебную деятельность сопровождают тьюторы (репетиторы), решающие задачи по индивидуальному запросу ученика, выстраивающие для него персональную образовательную стратегию (либо оказывающие помощь в подготовке к экзаменам).

Особняком тут стоят Монтессори-школы, безусловно, тоже альтернативные, чья программа при этом признана во всем мире и соответствует российским образовательным стандартам. Она дает возможности для творчества, и ее можно назвать выходом для тех школ, которые в состоянии получить лицензию (чьи требования для большинства нешкол абсолютно невыполнимы), чтобы иметь финансовую поддержку от государства и одновременно определенную свободу действий. Похожая ситуация и с Вальдорфскими школами, которые встречаются в госсистеме – например, школа № 1060 им. А.А. Пинского, объединенная со школой № 627. А также известны прецеденты с классами по методике В.И. Жохова, каким-то удивительным образом попавшими в некоторые госшколы. Методика считается весьма спорной и неоднозначной, однако, безусловно, альтернативной, и ее присутствие в госшколах является абсолютной загадкой.

Потребность в недорогих частных школах и в нечастных школах, альтернативных государственным, у общества очень велика. Большинство родителей готовы платить за комфорт и дополнительные опции: индивидуальный подход, Soft Skills, игровые и другие инновационные подходы к обучению. Однако тут есть проблема. Каждая такая частная школа обязательно пишет в своей рекламе о программе и ее соответствии ФГОС, о сильных педагогах, и далее подробно перечисляет все те признаки образовательной деятельности, которой она вообще-то не имеет права заниматься. С точки зрения закона о защите прав потребителей это вводит родителей в заблуждение, ведь они знают, что частная школа строго контролируется государством, и думают, что в случае обмана или конфликтных ситуаций они будут защищены.

Настоящие частные школы в большинстве не имеют отношения к альтернативному образованию, зато имеют прямое отношение к системе. Они получают финансирование на каждого ученика и вынуждены соблюдать все нормы и предписания контролирующих органов, ставить оценки, учить строго по ФГОС, участвовать в ВПР, МЦКО, КРО и так далее. Многие же альтернативные школы ориентируются на перегруженный бессмысленными требованиями ФГОС добровольно. Но прогресс сегодня настолько стремителен, что многие крупнейшие компании мира уже убрали высшее образование из списка требований для найма на работу. Информация устаревает с такой скоростью, что приходится постоянно переоценивать то, что мы раньше считали аксиомой. Ученые говорят: большинство того, что мы знали всего десять лет назад, уже неактуально. ФГОС же не меняется, туда просто добавляются новые и новые требования к обучающимся. Поэтому любая школа в условиях ФГОС неэффективна с точки зрения подготовки к успешной профессиональной карьере.

Будущее – за чартерными школами

Те же, кто рискнул выйти за флажки системы, неожиданно обнаружили, что не перегруженные балластом устаревших знаний выпускники свободных школ имеют большое преимущество перед выпускниками школ государственной системы. На заочной и семейной форме у детей появляется мощный новый ресурс: время. Время для того, чтобы осознать, чем хочешь заниматься в жизни, выбрать профессию и далее осваивать те навыки и компетенции, которые позволят преуспеть в желанной сфере деятельности. Всего этого лишены ученики госшкол. Оказалось, в желанные вузы проще и дешевле поступить после любой неформальной школы, что и доказывают результаты множества их учеников.

Но самое главное не это: социальная важность нешкол очевидна: они принимают к себе всех детей, которых отторгает школьная система и с кем она не в состоянии справиться. Нешколы создают среду, где дети учатся с бОльшим желанием и мотивацией. На сегодняшний день такое обучение более эффективно, чем в госшколах, и при этом сохраняет здоровье ребенка за счет избавления от перегрузок и стрессов. В нешколах не бывает буллинга и перегоревших учителей. При этом положение таких школ плачевно: семьи, на которых ложится финансовое бремя по такому обучению, не получают компенсации, которые государство выделяет на каждого ребенка школьного возраста. Компенсации перечисляются только в организации, имеющие лицензию на общее образование. Закрепленный Законом «Об образовании» принцип «деньги следуют за ребенком» в отношении семей на семейном и заочной формах обучения сейчас не соблюдается. До сих пор никому не известно, куда же деваются эти деньги, кто и на что их расходует.

Поэтому сейчас очень важно вернуть компенсации в семьи, признать родительские группы полноправными участниками семейного образования, узаконить право родителей создавать организации, позволяющие нанимать педагогов, чтобы обучать детей в группе, не получая для этого лицензию, как это делается в чартерных школах таких стран, как США и Израиль. Таким объединениям там предоставляют, кроме финансовой помощи, бесплатные помещения. Если пойти по пути чартерных школ, это позволит получать достойное образование всем детям из малообеспеченных социальных групп, тогда как в России сейчас это в полной мере доступно только очень обеспеченным семьям.


В следующей статье мы расскажем о результатах детей, получивших семейное образование, об их дальнейших образовательных траекториях и жизненных планах.


Youtube

Другие статьи автора

Необходим контроль, а не запреты

Остановить массовое развитие семейных нешкол невозможно. Запреты вызовут такой же эффект, который мы сейчас наблюдаем в отношении школы Александра Тубельского. Да и как запретить родителям встречаться, общаться, дружить семьями, коллективно обращаться за помощью к репетиторам, тьюторам и педагогам?

Новости





























































Поделиться

Youtube