– Отличительная особенность хоумскулеров – способность к самоорганизации и самоконтролю. Как меняется роль родителей в процессе взросления их детей, занимающихся вне школы?
– Если мы говорим о начальной школе, то родитель – это такой заботливый учитель, который сидит с ребёнком, они всё вместе осваивают, мама планирует расписание дня и степень углубления в предметы в зависимости от интересов ребенка. Когда дети переходят в среднюю школу, роль родителя, как правило, трансформируется из учительской в тьюторскую. То есть мама или папа становится куратором, который вместе с ребенком планирует его образовательный маршрут и сколько материала надо освоить по тем или иным предметам в определенные сроки – неделя, месяц, четверть.
Соответственно, здесь детям предоставляют больше свободы. Часть заданий они выполняют самостоятельно, часть, которая им непонятна – вместе с родителем или репетитором.
Софья Ляликова, научный сотрудник
Института социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН
В старшей школе родитель в первую очередь выступает в качестве друга, и его вклад в образовательный процесс – минимальный. Он создаёт условия для того, чтобы дети обучались, предоставляет соответствующие ресурсы, если им нужна какая-то подмога в виде образовательных платформ, дополнительных педагогов. Часто семьи хоумскулеров объединяются и занимаются по 3–4 человека.
Да, старшая ступень семейного образования – это скорее про самообразование, но родители по-прежнему вовлечены в обучение своих детей, только характер их вовлечённости на этом этапе меняется, их контроль становится точечным.
Задача родителя – научить ребёнка учиться, чтобы к выпускному 9-му или 11-му классу у него сформировался этот навык. Задача семейной школы, семейных классов – развить таланты ребёнка, его заинтересованность, и родитель создаёт для этого определённые условия.
Я сейчас анализирую результаты качественного исследования по семейному образованию и спрашиваю родителей хоумскулеров, какие качества они хотят видеть у своих детей. Они отвечают: целеустремлённость, критическое мышление, самостоятельность. Они считают, что ребёнок – это личность, которая может сама принимать решения. И прелесть семейного образования заключается в том, что детей учат учиться самостоятельно. Этот навык им понадобится и будет полезен на протяжении всей жизни. Сейчас говорят про концепцию непрерывного обучения. Вот, пожалуйста, в рамках семейного образования на ранних этапах развития ребёнка у него закладываются эти навыки.
– Из разговоров с некоторыми ребятами узнаешь, что причиной их перехода из школы на семейное образование стали сложные отношения с ровесниками, неумение выстраивать коммуникации с ними. Насколько это распространенное явление среди хоумскулеров?
– Действительно, бывают из ряда вон выходящие ситуации, когда дети в школе испытывают трудности в общении с одноклассниками. Проблема буллинга сейчас очень активно поднимается и в общеобразовательных организациях, пишутся статьи, книги, исследования на эту тему. На семейной форме обучаются очень разные дети, которые активно самореализуются вне дома: в кружках, в совместных путешествиях с другими семьями и так далее. Родители стараются обеспечить эту часть социализации, но социализация – это не только общение с ровесниками. Ребёнок общается со взрослыми, его активно включают в трудовую деятельность, он посещает рабочее место родителей, он знает, чем родители занимаются. Он находится с ними постоянно. И в рамках этого взаимодействия ему так или иначе приходится контактировать с какими-то знакомыми, коллегами, родственниками, просто какими-то людьми, которые по профессиональной деятельности связаны с родителями. Плюс они занимаются онлайн, офлайн и там получают свою порцию коммуникаций. Но дети все разные.
Некоторые говорят, что у них нет потребности в общении, по своему психотипу они интроверты. В этом нет ничего страшного, и это не главная причина перевода на семейное обучение.
Чаще всего родители или дети сталкивались с какими-то сложностями в школе, не связанными с общением в кругу сверстников: это бывало непонимание со стороны учителя, невозможность уяснить материал в том или ином темпе. В школах у нас чаще равняются на среднего ученика, и когда у ребёнка возникает вопрос немножко вглубь или, наоборот, он не успевает воспринять ту или иную информацию, он не получает поддержки от педагога. Это становится почвой для конфликтных ситуаций, и кто-то справляется с ними, а кто-то принимает решение создать наиболее комфортные условия для развития своего ребёнка, позаботиться о его психологическом здоровье. Не случайно, согласно опросам родителей, в топ-3 главных преимуществ семейного образования входит желание избежать чрезмерных нагрузок и сохранить здоровье ребёнка.
– Вы сказали, что сейчас проводите новое исследование по семейному образованию. Можно ли рассказать об этом подробнее, в том числе поделиться своими новыми открытиями на эту тему?
– Мы провели качественное исследование и в настоящее время анализируем его результаты. Нами была поставлена задача выяснить особенности образовательного процесса вне школы, как строится день хоумскулера, с кем он занимается, когда и как.
Родители рассказывают про какие-то семейные традиции, про ценности, которые они стараются сформировать у ребёнка. Опрос проводится в форме интервью, в ходе которых родители делятся своими впечатлениями о семейном образовании.
В итоге у меня появилось очень интересное облако тегов: характеризуя семейное обучение, наши респонденты, с одной стороны, отмечали, что оно не для всех, что переход на такую форму предполагает ответственность и решительность, поскольку это своего рода эксперимент. А с другой стороны, семейное обучение – это удобство, свобода, оно объединяет семью, и это особый контакт с ребёнком, осознанность и инструмент его успешного воспитания. Такие противоречивые определения семейного образования не мешают ему развиваться. В этом плане, конечно, семейное образование очень многогранно и перспективно.