Как раз накануне – 27 января – мир отметил трагическую дату – Международный день памяти жертв Холокоста, и выступление известного педагога было посвящено воспитанию человечности в современном мире. Он представил новую книгу «Профилактика духовных эпидемий. Педагогические уроки Холокоста».
В предисловии к книге, написанном директором Музея толерантности Анной Макарчук, отмечается, что «перед взрослыми стоит задача привить детям устойчивость к вирусу Холокоста», а это значит, что миссия учителя – воспитать уважение к представителям разных народов и религий, сформировать критическое мышление, умение отличать правду от лжи.
Уроки истории и небанальность зла
Вопреки известному высказыванию Ханны Арендт о «банальности зла», Евгений Ямбург стремится проанализировать истоки этого явления, ведущего к таким небанальным последствиям, как фашизм, нетерпимость, уничтожение целых народов. Ответы на самые насущные и болезненные вопросы он находит не только в своем обширном педагогическом опыте, но в художественной литературе и в трудах ученых.
Например, Владимир Соловьёв, сын знаменитого историка Сергея Соловьёва, писал о том, что каждый народ проходит лестницу в четыре этапа: первый – самосознание, второй – самовосхваление, третий – самообожание, а четвертый – саморазрушение. Но это не означает, что народ не должен гордиться своей историей, только, если речь идет о России, предметом гордости должны быть не оружие и расширение территории, а люди. Например, у истоков французского Сопротивления во время Второй мировой войны стояли русские эмигранты, выходцы из дворян, супруги Николай и Вики Оболенские, и Елизавета Кузьмина-Караваева, поэтесса, монахиня. В феврале 1943 года она была арестована гестапо, в апреле отправлена в концлагерь Равенсбрюк, где активно помогала другим заключённым вплоть до своей мученической смерти в газовой камере. В 2004 году причислена к лику святых Константинопольской православной церковью.
Но нельзя, как считает Евгений Ямбург, закрывать глаза и на темные страницы истории – такие, как депортация в сталинскую эпоху целых народов, в том числе ингушей и чеченцев, под предлогом того, что среди них были предатели, вставшие на сторону фашистских захватчиков. На самом деле, напоминает Евгений Ямбург, они отважно защищали Брестскую крепость, и это отражено в романе Сергея Смирнова.
Из-за незнания истории рождаются мифы, которые искажают правду – например, о том, что польских офицеров в Катыни расстреляли немцы, а не сотрудники НКВД, или высказывания о том, что массового уничтожения евреев во время Второй мировой войны не было, жертв было гораздо меньше.
«А я пережил уроки истории на собственном горьком опыте. Все мои родственники, за исключением мамы, бабушки и маминой сестры (они эвакуировались в 1941 году в Казахстан), были расстреляны на Харьковском тракторном заводе украинцами. Немцы «не парились», они своих-то берегли. А тётя моя, Женя, была заживо сожжена румынами в Одесском порту. Но это не значит, что я должен ненавидеть украинцев и румын»,– считает Евгений Ямбург.
Он рассказал о том, что сегодня современные российские дети играют не в «наших» и немцев, как это было принято в его детстве, а в «наших» и украинцев. Вектор ненависти сместился в другую сторону, и в ответ в украинских городах и других странах сносят памятники Пушкину, Высоцкому, другим деятелям российской культуры.
На преодоление противостояния и взаимонеприятия потребуется не меньше 30–40 лет, убежден педагог. Поэтому стратегическая цель образования и воспитания – это профилактика ненависти.
«Но вместо того, чтобы рушить перегородки, разделяющие наши народы, мы их создаем. Мы ищем не то, что объединяет людей, а то, что людей разъединяет – по культурологическим, политическим, религиозным основаниям», – отметил Евгений Ямбург.
Бог один, только провайдеры разные
По его мнению, предмет ОРКСЭ («Основы религиозной культуры и светской этики») разделяет детей по религиозному принципу. Для того, чтобы преподавать эту дисциплину, нужно иметь глубокие гуманитарные знания, но часто его ведут учителя музыки или труда, которым не хватает часов.
«Мне очень важно, чтобы православный ребенок знал: ислам в переводе означает смирение, а джихад – это не убийство людей, а убийство греха в себе. Ни одна религия не проповедует зло. В Послании Апостола Павла написано, что для христианства нет ни эллина, ни иудея.
Как сказал мне один мой выпускник, Бог один, только провайдеры разные.
И все же в многонациональном и поликонфессиональном государстве школа должна оставаться светской. Это техника безопасности. Но быть светской – не значит быть агрессивно-атеистической», – подчеркивает Евгений Александрович.
С его точки зрения, перекосы в любую сторону опасны: в равной степени неприемлемы как призывы запретить в школах преподавание теории Дарвина, противоречащей библейской версии о происхождении человека (как утверждают некоторые церковные деятели и их адепты), так и мичуринский лозунг «Мы не ждем милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Такое поведение человека по отношению к окружающему миру уже привело к глобальному потеплению климата и многочисленным стихийным бедствиям.
В педагогике не бывает простых решений
Миссия педагога никогда не была простой, но сейчас количество его задач заметно расширилось: растет число детей с ограниченными возможностями, СДВГ, отклонениями в развитии.
«Мало быть учителем истории, химии, математики и так далее, надо знать дефектологию, психологию, психиатрию – не для того, чтобы заниматься дифференциальной диагностикой, а для того, чтобы грамотно работать с ребенком, в зоне ближайшего развития», – убежден Евгений Ямбург.
При этом нельзя судить о способностях детей по их успеваемости.
«Те дети, которые «выпендриваются», те, которые нам неприятны и доставляют учителям массу хлопот – так называемые «троечники», потом становятся замечательными творческими людьми. Или гениальные двоечники – Чехов, Мейерхольд, Эйнштейн – сделали блистательную карьеру и прославились на века. Есть люди, не способные обучаться по классическим схемам. Все в этом мире относительно. Сегодня учитель получает дополнительные баллы и стимулирующие надбавки за работу с одаренными детьми и победителями олимпиад. Я спрашиваю: а как же быть с детьми, имеющими задержки в развитии и другие проблемы? Мне отвечают: все дети здоровы. Но проблемы сами собой не решатся, они только усугубляются, если на них не обращать внимания. Простое решение – перевести детей с тяжелыми отклонениями из школ 7 и 8 видов в обычные массовые школы. Это значительно дешевле, чем содержать их в интернатах, организовывать для них специальное обучение в маленьких классах и так далее. Но в тюрьме их кормить еще дороже, а они будут совершать преступления. Поэтому не надо экономить на спичках, давайте смотреть на вещи прямо и не падать в обморок. В жизни много тяжелых драматических ситуаций, но, как учил нас Окуджава, «не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладони со лба»», – констатировал Евгений Ямбург.
В то же время он предостерег от стремления любой ценой воспитать «человека умелого и мобильного», поскольку «умелая и мобильная сволочь еще опаснее, чем необученная».
«В моей школе вы никогда не увидите доски почета с портретами лучших выпускников, хотя много среди них и академиков, и других успешных людей. Для меня человек с добрым сердцем ценнее самого умного и успешного», – подчеркнул Евгений Ямбург.
По его словам, педагог должен передавать каждому новому поколению учеников культурный опыт прошлого, и, как Сизиф, снова и снова с каждым новым поколением учеников неустанно выполнять эту миссию с чистого листа.