World bank blogs рассказали о результатах пилотного проекта, в рамках которого генеративный искусственный интеллект использовался для поддержки обучения в рамках внеклассной программы. Публикуем перевод материала.
«ИИ помогает нам учиться, он может служить в качестве
репетитора, он может быть кем угодно, кем вы захотите, в зависимости от того,
что вы ему зададите», – говорит Оморогбе Уйоса, которого друзья называют «Уйи»,
ученик старшей школы для мальчиков Эдо в Бенин-Сити, Нигерия. Его
школа была одним из участников пилотного проекта, в рамках которого
генеративный искусственный интеллект (ИИ) использовался для поддержки обучения
в рамках внеклассной программы.
Несколько
месяцев назад мы написали блог с
некоторыми выводами, сделанными в ходе реализации этой инновационной программы,
включая видео с
голосами бенефициаров, таких как Уйи. Тогда
мы пообещали, что, если вы будете следить за обновлениями, мы расскажем о
результатах пилотного проекта, включая оценку его воздействия. И
вот мы представляем вам три основных вывода по результатам пилотного проекта!
1.
Программа способствовала повсеместному обучению
Результаты
рандомизированного исследования, которые вскоре будут опубликованы,
демонстрируют исключительно положительное влияние на результаты обучения. После
шестинедельного вмешательства в период с июня по июль 2024 года студенты прошли
тест с использованием ручки и бумаги, чтобы оценить свои результаты в трех
ключевых областях: английский язык – основное направление пилотного проекта,
знания в области искусственного интеллекта и цифровые навыки.
Учащиеся,
которым случайным образом было предложено участвовать в программе, значительно
превзошли своих сверстников, не участвовавших в программе, по всем предметам,
включая английский язык, который был основной целью программы.
Эти
результаты убедительно доказывают, что генеративный ИИ при продуманном
внедрении и поддержке учителя может эффективно функционировать в качестве
виртуального преподавателя.
Примечательно, что преимущества распространялись за пределы
самой программы. Участвовавшие
в ней ученики также лучше справлялись с экзаменами в конце учебного года. Эти
экзамены, которые являются частью обычной школьной программы, охватывали темы,
выходящие далеко за рамки шестинедельного курса. Это
говорит о том, что ученики, научившиеся эффективно взаимодействовать с ИИ,
могли использовать эти навыки для самостоятельного изучения и освоения других
тем.
Более
того, программа принесла пользу всем ученикам, а не только самым успешным. Девочки,
которые изначально отставали от мальчиков по успеваемости, похоже, даже больше
выиграли от этого эксперимента, что подчёркивает его потенциал в устранении
гендерного разрыва в обучении.
2.
Более глубокое вовлечение привело к большему выигрышу
Чем
больше занятий посещали ученики, тем выше были их успехи. Как
обсуждалось в первом блоге, многим ученикам было сложно посещать занятия из-за
таких факторов, как наводнения в сезон дождей, забастовки учителей и работа
после уроков. Используя
надёжную систему мониторинга, разработанную для программы, мы тщательно
отслеживали посещаемость. Каждый
дополнительный день посещения занятий приводил к значительному улучшению
результатов обучения. Важно
отметить, что по мере прохождения программы результаты не снижались. Это
говорит о том, что более длительная программа может привести к ещё большим
успехам.
3. Успехи
в обучении были поразительными
Улучшение
успеваемости было поразительным – примерно на 0,3 стандартных отклонения. Для
сравнения: это эквивалентно почти
двум годам обычного обучения всего за шесть недель. Когда
мы сравнили эти результаты с базой
данных образовательных программ,
изученных в ходе рандомизированных контролируемых исследований в развивающихся
странах, наша программа превзошла 80% из них, включая некоторые из наиболее
экономически эффективных стратегий, таких как структурированная педагогика и
обучение на нужном уровне. Это
достижение особенно примечательно, учитывая короткий срок реализации программы
и вероятность того, что наша оценка недооценила реальное влияние.
Что же
дальше?
Насколько
нам известно, это первое исследование, в котором оценивается влияние
генеративного ИИ в качестве виртуального преподавателя в таких условиях. Оно
основано на многообещающих результатах, полученных в других контекстах и
форматах, например, на занятиях по
программированию с использованием ИИ, ИИ
и обучении в
одной школе в Турции, преподавании математики
с использованием ИИ (на
примере WhatsApp в Гане)
и ИИ
в качестве репетитора по домашним заданиям.
Однако
это только начало. Остается
несколько важных вопросов: каковы долгосрочные последствия этого нововведения? Какую
пользу получают учащиеся помимо непосредственного улучшения успеваемости? Как
развивается их взаимодействие с большими языковыми моделями (LLM) и какую роль
играют учителя в поддержке этого взаимодействия? Распространяются
ли преимущества на другие предметы? Есть
ли какие-либо негативные, нежелательные последствия?
Решение
этих вопросов необходимо для эффективного масштабирования подобных программ. Следите
за обновлениями в третьем и последнем блоге этой серии, где мы расскажем,
почему важно использовать генеративный ИИ в качестве наставника, который
способствует обучению, а не в качестве обходного пути, который его заменяет. А
пока вы можете посмотреть это недавнее
обсуждение потенциала
ИИ в образовании, которое мы провели во время недавних ежегодных собраний
Всемирного банка.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.