Статьи и выступления научного руководителя Института «Эврика» и газеты «Вести образования» Александра Адамского остаются в памяти и разлетаются на цитаты. Вне зависимости от того, когда эти слова были сказаны или написаны, они не перестают быть актуальными спустя многие годы, а иногда даже опережают время. А поэтому их полезно перечитывать. В этой подборке – отрывки из текстов разных лет. Проходите по ссылкам и читайте материалы полностью.
О Симоне Соловейчике и «Педагогике сотрудничества»
«… Соловейчик открыл смысл сделанного и написанного Сухомлинским, и оказалось, что это необходимая работа – открывать смысл того, что делает учитель. Я уверен, что «Педагогика сотрудничества» – это не описание методик или принципов преподавания или воспитания, хотя и это тоже, но прежде всего – это смысл современной школы, ее миссии и веры в то, что суть образования – в раскрытии сил и таланта самого человека, а не в стремлении соответствовать внешним требованиям или стандартам. В этом и водораздел между тоталитарной педагогикой и педагогикой сотрудничества: источник, движущая сила учения – вне человека или в нем самом? Я так понимаю Соловейчика, его философию, его мировоззрение, онтологию».
О том, как вернуть женщине её честное имя
«Когда-то, больше 30 лет назад это было, «Эврика» и «Учительская газета», в которой я тогда работал, проводили сбор творческих учителей на Сахалине. Чтобы отработать командировку от газеты, я написал заметку о талантливой учительнице английского языка из Корсакова Галине Шкиль. В этой маленькой опубликованной (!) заметке фамилия учительницы варьировалась от «Шкиль» до «Шмиль». И все пропустили – редактор, выпускающий редактор, корректор (!), даже бюро проверки. Это было поразительно и непостижимо!»
О напутствиях учителей
«Клуб «Эврика» проводил сборы творческих учителей по всей стране, и в Харькове были «Дни творческих уроков». Кто-то написал донос, что Адамский и «Учительская газета» посадили на сцену 28 евреев и одного калмыка и рассказывали как нужно развалить советскую школу. Про калмыка – правда, это сын великого Пюрвя Мучкаевича Эрдниева – Батыр.
Про национальность остальных я даже не догадывался, ну а про развал советской школы… Я, честно говоря, растерялся, но Владимир Федорович, человек уже опытный в разоблачении наветов, стал методично объяснять, что это творческие учителя, ученые, что они воплощают в жизнь решения партии о реформе школы, что он как коммунист и главный редактор несет полную ответственность...
И потом они с Симоном Львовичем долго объясняли мне, что если ты высунулся, шагнул хоть на полшага вперед из строя, из колеи, решил идти своей дорогой – не жди только благодарности. Всегда будут те, у кого твои дела не помещаются в их «картинку мира», и желание уничтожить тебя становится манией. А если ты еще и публичный деятель, да еще пишущий, выступающий, спорящий, выводящий из равновесия и вступающий в противоречия с укоренившимися представлениями – жди массированной атаки».
О процессе познания
«В процессе создания образа важно понять, почему именно такой образ родился, так как это продиктовано внутренними переживаниями автора». Когда ребёнок погружается в творческую деятельность, то на основе собственных представлений он создаёт образ. А учитель, добиваясь глубины этого образа через устоявшиеся культурные понятия, развивает мышление. Создавая образ, ребёнок сначала объясняет себе, а затем обращается этим содержанием к другим. Так происходит процесс познания».
О последствиях отмены ЕГЭ
«Экзамен – это либо неизбежное зло, либо вечная страшилка. Но в любом случае должен существовать какой-то институт, удостоверяющий то, что результаты образования достигнуты. Это некий обряд инициации. Обсуждать, плох ЕГЭ или хорош, можно лишь в том случае, если возникнет альтернатива самому феномену экзамена. Но я уверен: отмени завтра ЕГЭ, люди массово выйдут на улицы. Потому что тогда его место займет советский образец экзаменов: выпускных, а потом вступительных в институт».
О финансовой грамотности в школе
«Сегодня в образовании существует много возможностей, которые раскрывают склонность детей к разным видам деятельности – проектной, игровой, исследовательской. Заниматься этим нужно индивидуализировано, с вовлечением детей в увлекательные проекты, и уж точно не пытаться запереть их в школе. Например, можно было бы пригласить детей в банк, если речь идет о финансовой грамотности. На стадион, в мастерскую, в консерваторию. У финансовой деятельности есть образовательный ресурс, сами дети с удовольствием играют в «фантики», в «монополию». Предложить им вместо такого азарта урок не получится. Хотя сама идея внедрения финансовой грамотности правильна, но реализация в существующей сегодня архаичной форме, приведет к обратным результатам.
Об игре и развитии
«Во время неопределенности важна способность к самоопределению, принятию ответственного решения по управлению сюжетами своей жизни, умению вживаться в новые роли. Противоречия, связанные с соединением дидактики и выстраиванием активности детей по своему выбору, можно снять с помощью игровой деятельности. Потому что там, где живет игра, живёт и развитие.
О том, что меняет людей
Что-то странное происходит с человеком, когда он занимает ответственный пост. Я не раз это наблюдал, особенно за своими коллегами-учёными, которые в какой-то момент становятся администраторами, и все теории, все мировоззренческие, философские, методологические позиции испаряются моментально, а на смену им приходят примитивные системы руководства.
О принципе персонификации
«В архаичной структуре оценка и результаты формируются на сравнении с неким внешним заданным шаблоном. Нужно же исходить из того, что оценка результата и качества строится прежде всего на динамике развития и образования самого ребенка, на сравнении его с самим собой на предшествующем этапе. В этом заключается принцип персонификации. При этом персонификация – это не просто отдельный учебный план или темп прохождения программы. Это построение деятельности на основе достижений и дефицитов каждого ребенка. Если в школе тысяч учащихся, то и программ может быть тысяча».
О деятельности и рефлексии
«Подготовка физика-исследователя строится на включении студента в высокотехнологичное производство. И поскольку там не тупое воспроизводство какого-то действия, а исследовательская экспериментальная составляющая, у студента возникают знаниевые дефициты.
На этом и строится его образование: он обращается к преподавателям не для написания реферата, сдачи экзамена или зачёта, а для решения производственно-исследовательской задачи. То же самое должно происходить и в школе.
Пока то, что делается сейчас на уроках физики в рамках лабораторной работы, не является экспериментальной задачей. Потому что ребенок должен чётко выполнить то, что предписано, а не искать свой способ решения. Экспериментальная же деятельность не предполагает готового решения. Методика заключается в том, чтобы перевести действия ребенка в рефлексию того, что он делает».
А женщинах и праздниках
«Я абсолютно убежден, что праздник женщины – это мое преклонение и благодарность за любовь, за продолжение рода. За мое счастье любить мою маму, ушедшую в иной мир сестру, за то, что у моего внука и внучки есть бабушки, а у моего сына – любимая жена. Воспитание чувств требует праздника, требует проявления себя, требует почти календарного времени, назначенного культурой, а не пролетарскими активистами-революционерами, удачно «хайпанувшими» на культуросообразной традиции поклонения женщине. Праздника, во время которого мужчины празднуют дарованную им любовь и преклонение, а не различие и ощущение сильного пола».
О расшколивании
«… психологи и педагоги стали понимать расшколивание как снятие негативных школьных эффектов. Например, приходит в школу творческий, любопытный, активный ребенок, а через полгода его не узнать: становится зажатым, стесняется, неохотно говорит, на нервной почве возникают гастриты. Такого ребенка надо забирать из школы и с помощью определенных мероприятий компенсировать у него вот эти негативные эффекты. Это тоже получило название «расшколивание». В моем понимании расшколивание означает, что образовательные виды деятельности выходят за стены школы и мы начинаем использовать всю среду (например, городскую – стадионы, музеи, бульвары, предприятия) как образовательную.
О зарплате учителей
«Я хорошо знаю ситуацию 70-х годов. Наша семья жила в небольшом селе под Днепропетровском и была в полном смысле слова учительской: папа – школьный директор, мама – учительница русского языка, и я – их сын, молодой учитель-физик. Система была несложная: нагрузка, стаж, коэффициенты, надбавки. Помню, как папа вечерами распределял нагрузку, рассчитывая зарплату каждого учителя так, чтобы не было обиженных. А еще он очень хотел удержать молодых, что было непросто».
О психологах в школе
«Для ребенка все-таки авторитетность взрослого, как говорил Макаренко, ближнего взрослого, это очень важный момент. Будь ты психологом по званию, будь ты классным руководителем, будь ты учителем, если нет доверия к этому, то ребенок не пойдет. Институт психологов пока, к сожалению, не завоевал такого доверия, но, мне кажется, это очень важная цель и задача, чтобы ребенок понимал, что ты можешь прийти к психологу. Он не пожалуется родителям, он не донесет эту информацию классному руководителю, он не расскажет директору, он вообще никому не расскажет...»
А здесь можно прочитать все тексты Александра Адамского, которые были опубликованы в нашей газете.