Вопрос о введении новых школьных предметов сам по себе профессиональный, но имеющий общественное значение, и в этом заключается трудность его решения. Есть две тонкости, которые обращают благие намерения в противоположный результат.
Конечно, очень важно, чтобы и взрослые, и молодежь умели обращаться с финансами. И очень было бы хорошо, если бы при этом они обладали знаниями в области кибер-безопасности, понимали, как им не «вляпаться» в плохую историю, начиная от компьютерных вирусов и заканчивая деструктивными сообществами, сектами.
Это необходимо вводить в школе, но очень часто на волне болезненной общественной актуальности возникают трудности в решении проблемы.
Ловушка подстерегает всех: и тех, кто хочет познакомить детей с религией, и тех, кто хочет познакомить их с классической русской литературой, кто хочет научить финансовой грамотности, играть в бадминтон и тому подобное. При этом каждый обязательно настаивает на добавлении искомого урока в школьное расписание.
Но дальше начинается известное в психологии отторжение того, что детям разных возрастов навязывается. В результате этого навязывания прекрасные произведения классической русской литературы не то, что отторгаются, а становятся ненавидимыми, и приходят к ним уже после, во взрослом возрасте. Отторгается религия, отторгается спорт и физкультура.
Министерство просвещения понимает, что обязательное преподавание той же финансовой грамотности будет иметь одно последствие – отторжение.
Далее можно рассуждать о таком паллиативе: введение аспектов одного предмета в ряд других дисциплин. Но и подобная мера будет иметь тот же эффект. Так, к примеру, дети не любили литературу, а сейчас они будут не любить и литературу, и финансовую грамотность, которую пытались к литературе приобщить.
Сегодня в образовании существует много возможностей, которые раскрывают склонность детей к разным видам деятельности – проектной, игровой, исследовательской. Заниматься этим нужно индивидуализировано, с вовлечением детей в увлекательные проекты, и уж точно не пытаться запереть их в школе.
Например, можно было бы пригласить детей в банк, если речь идет о финансовой грамотности. На стадион, в мастерскую, в консерваторию. У финансовой деятельности есть образовательный ресурс, сами дети с удовольствием играют в «фантики», в «монополию». Предложить им вместо такого азарта урок не получится.
Хотя сама идея внедрения финансовой грамотности правильна, но реализация в существующей сегодня архаичной форме, приведет к обратным результатам.
Как и привело уже к снижению уровня знаний школьников по литературе, математике, истории и другим предметам.