Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский в передаче «Утро России» ответил на вопросы ведущих. Публикуем расшифровку.
– Александр Изотович, приветствуем вас. Вы лучше нас
знаете, чему можно научить детей, когда в классе 35 человек. От того, что эта
ситуация уже стала стандартом, она не перестала быть ненормальной.
Документация, вся эта писанина... Реально от этого освободить, разгрузить самих
учителей?
– Реально, но для этого нужно дать свободу самому учителю и самой школе. Потому что у нас борьба с повышенным давлением – отчёты и всё остальное – происходит опять же усилением централизованного давления.
Это такой парадокс: чтобы избавить учителя от отчётности, нужно, чтобы он написал ещё один отчёт о том, на сколько у него уменьшилась отчётность.
– Но ведь есть ещё одна проблема – это гонка за показателями. У каждой школы свой рейтинг. Чем он выше, тем больше у школы преференций. И складывается он из среднего балла учащихся, ЕГЭ. Получается, учителя оценки натягивают, и из-за этого оценки ещё и со знаниями не коррелируют. Здесь какие могут быть варианты решения проблемы?
– Это проблема низкого уровня способности к управлению сложными системами, а школа и образование – это очень сложная система… Но управлять ими пытаются очень простыми средствами, позаимствованными иногда из бизнеса. Если всё сводить к примитивным показателям, то, к сожалению, из школы выветривается дух образования, что, конечно, не остаётся незамеченным родителями.
– А нет мнения направить в школы на практику тех, кто ставит в зависимость деятельность школы от этих результатов, готовит эти методички, рекомендации и так далее? А то ощущение, что и в школе-то этих людей никогда не было, и ни дня они там не работали.
– Что-то странное происходит с человеком, когда он занимает ответственный пост. Я не раз это наблюдал, особенно за своими коллегами-учёными, которые в какой-то момент становятся администраторами, и все теории, все мировоззренческие, философские, методологические позиции испаряются моментально, а на смену им приходят примитивные системы руководства.
– Есть варианты решения этой проблемы? Может, действительно на практику отправлять тех, кто административную должность занимает?
– Нужно максимально постараться сделать так, чтобы, с одной стороны, у учителя был федеральный оклад, например 75 тысяч рублей за 18 часов. Это как минимум. Плюс нужно школе дать больше свободы, самостоятельности. Мне кажется, в этом направлении необходимо двигаться.