Инициатива ФГОС 4.0 // Тема дня

Опережающее образование потребует гибких моделей финансирования


Опережающее образование потребует гибких моделей финансирования
Фото: indicator.ru

28 мая в рамках Московского международного салона образования (ММСО) состоялась дискуссия на тему: «Инициатива ФГОС 4.0: сборка смыслов», в которой приняли участие профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, руководитель Школы антропологии будущего РАНХиГС Александр Асмолов, ректор МГПУ Игорь Реморенко и научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, выступивший в качестве модератора.

Это обсуждение стало своеобразной «точкой сборки» итогов прошедших дискуссий на эту тему.

Перед участниками были поставлены два основных вопроса: в каком направлении следует обновлять содержание образования и за счет каких ресурсов реально обеспечить новые идеи, заложенные во ФГОС 4.0.

Работа на опережение

Как отмечали эксперты, обновление содержания образования – сложнейшая, труднорешаемая задача. Не случайно поручение президента об обновлении содержания образования в соответствии с приоритетами научно-технологического развития до сих пор не выполнено.

По мнению Игоря Реморенко, одно из возможных решений этой проблемы – большие идеи, позволяющие трансформировать учебный материал за счет выделения базовых понятий, идей, способов деятельности, которые превалировали в человеческой культуре и приводили к развитию тех или иных сфер знания.

Этой линии придерживаются в системах образования Сингапура, Финляндии, Великобритании.

«Есть разные способы конструирования учебного материала, которые уже используют учителя в своей работе, но, к сожалению, примеры заданий ЕГЭ-2020 показывают, что большинство вопросов в них являются Google-ориентированными, то есть направленными на запоминание фактов и дат», – подчеркнул Игорь Реморенко.

По его словам, это главный барьер, который предстоит преодолевать в ближайшее время. С этой целью следует полностью модернизировать систему итоговой аттестации и оценки качества образования, которые опирались бы на детские интерпретации, на обнаружение способов деятельности, на предложение версий, а не готовых, заштампованных ответов.

Но, по мнению разработчиков ФГОС 4.0, мало обновить содержание образования, надо работать на опережение. Об этом говорила на экспертном семинаре 20 мая Марина Ракова.

Продолжая эту тему, Александр Асмолов сформулировал свое представление об опережающем содержании образования. По его мнению, это расшколивание контента, исследовательская и проектная деятельность, поисковая активность, вариативное дополнительное образование, которые в комплексе задают новые горизонты развития.

Сертификаты на разнообразие

О том, какие финансовые механизмы могут поддержать разнообразие, рассказала Ирина Абанкина.

Экономика будущего, по ее мнению, должна поддерживать не только школу, но и другие организации, с которыми она сотрудничает, и развивать умение родителей и детей делать свой выбор.

При этом существующая система регионального и муниципального бюджетирования школ сохраняется, обеспечивая обязательную часть Основной образовательной программы, а вариативная часть должна быть профинансирована дополнительно за счет федерального бюджета, средства которого будут направляться в школы через специальный фонд.

В свою очередь задача школы – передать эти деньги семьям посредством электронных образовательных сертификатов, уже апробированных в дополнительном образовании. Родители получат право распоряжаться этим ресурсом в соответствии с интересами своих детей, отдавая сертификаты в библиотеки и музеи, «Сириусы» и «Кванториумы», оплачивая электронные образовательные платформы.

«Здесь важно объединение разных источников финансирования и равный доступ к средствам не только школ, но и семей», – отметила Ирина Абанкина.

А чтобы гарантировать качество программ, выбираемых родителями, необходима их общественно-профессиональная экспертиза.

По мнению Александра Адамского, без добавления как минимум 1 трлн рублей в бюджет общего образования – на зарплату учителей, сетевое взаимодействие, создание современных условий – никакие изменения невозможны. Предложенная модель сертификатов, по его мнению, даст старт гибким моделям финансирования.

В заключение эксперт отметил, что «идея ФГОС 4.0 строится с одной стороны на приоритете условий и персонификации, на социализации ребенка в цифровом мире, а с другой стороны – на открытости, публичности этого проекта, в который каждый может внести свои предложения».



Новости





























































Поделиться