Инициатива ФГОС 4.0 // Тема дня

​«Стандарты – это экосистема, включающая не только школы, но и всю среду, в которой живет ребенок»

К такому выводу пришли участники очередного экспертно-общественного семинара, посвященного инициативе ФГОС 4.0, состоявшегося 18 сентября 2020 года. В обсуждении приняли участие около 800 человек из 73 регионов и 8 зарубежных стран.

​«Стандарты – это экосистема, включающая не только школы, но и всю среду, в которой живет ребенок»
Фото: s.csw.ru

На предыдущих семинарах инициативной группой экспертов из НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГПУ и других авторитетных научных организаций был создан образ будущего ФГОС 4.0, который содержит несколько ключевых форматов.

Так, ценностной основой Стандарта является педагогика достоинства как нравственный императив проекта. Только педагог, чувствующий, что он принадлежит к культуре достоинства, может нести ее детям.

«В такой культуре ведущей является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны. Они находятся под охраной общественного милосердия. И именно культура достоинства гораздо более готова, чем культура полезности, к преодолению социальных катаклизмов, выходу из кризисов в драматическом процессе человеческой истории» (член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, академик РАО Александр Асмолов).

Методологическая рамка включает персонализацию и стратегию вариативного образования как возможность выбора «веера социальных ситуаций развития» и преадаптивную норму, поддерживающую новую деятельность в ближайшем будущем.

Содержание образования строится на «больших идеях» (ректор МГПУ Игорь Реморенко), представляющих сочетание компетентностного и знаниевого подходов.

Большие идеи состоят из четырёх аспектов.


Во-первых, это собственно фундаментальные концепты и представления, характерные для разных предметных областей, гигантские интеллектуальные затруднения, которые преодолело человечество в своей культуре, формируя данную предметную область.

Во-вторых, это технологические аспекты. Это то, как данная предметная область применялась в практической деятельности, как она трансформировалась в инженерные, прикладные разработки.

В-третьих, это применение в повседневной жизни научных знаний. Актуальный пример: в качестве антисептика в период пандемии коронавируса не поможет хлоргексидин, но более эффективна спиртсодержащая жидкость. Это те бытовые представления, которые должны быть как-то отражены в школьной программе.

В-четвертых, это большие вызовы, над которыми работают ученые, но еще не пришли к решению: например, утрата функции антибиотиков или та же вакцина от COVID-19. По мнению Игоря Реморенко, эти научные изыскания не должны оставаться за пределами школы, их необходимо включить в содержание образования.

Система оценки качества образования измеряет умения и деятельность, а не заученные дидактические единицы ФГОС.

Как подчеркнул научный руководитель Института проблем образовательной политики “Эврика” Александр Адамский, важнейшим компонентом Стандарта являются требования к условиям. Поэтому экономический блок – по сути главный в проекте ФГОС 4.0.

По мнению профессора Института образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, единицей финансирования должна стать индивидуальная образовательная программа ребенка. В этом контексте норматив включает не только финансирование образовательной организации, но и средства, предназначенные на развитие личных интересов и потребностей каждого ребенка.

Свобода выбора обеспечивается благодаря новому механизму – сертификатам, которые семьи вправе передать в организации, реализующие основную или дополнительную общеобразовательную программу.

Аналогичный механизм будет действовать и в системе повышения квалификации педагогов, которые с помощью сертификатов смогут оплатить свое обучение в организациях по собственному выбору.

Наконец, ФГОС 4.0 рассматривается его создателями как экосистема.

Этой теме был посвящен доклад профессора практики Московской школы управления СКОЛКОВО Павла Лукши, который определил экосистему «как взаимодействие людей, основанное на идеях вариативности, постоянном развитии и непрерывном образовании человека в течение всей жизни».

Переход к образовательным экосистемам происходит уже сегодня.

Но, по словам Павла Лукши, неправильно отождествлять эту идею с новой образовательной реформой, замещающей собой сложившиеся системы.

«Некоторые считают: сейчас у нас были школы, а дальше у нас будет некая цифровая среда. Мы школы позакрываем, всех переведём в онлайн, и будет нам счастье.

На самом деле этот переход происходит иным способом. Он происходит через доращивание, достраивание, по сути дела, параллельных структур, которые не противостоят существующей системе, а её совершенствуют, предлагая другие маршруты развития человека», – пояснил ученый.

Иными словами, экосистема строится не ради системы, она строится ради людей, и цифровые платформы появляются в ней, потому что они выгодны, удобны и хороши для самих людей.

По мнению директора Института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН Алексея Семенова, образовательная экосистема тесно связана с таким понятием, как «расширенная личность ребенка», который все чаще использует цифровые инструменты – правда, в основном за пределами школы.

Алексей Семенов рассказал о том, что недавние исследования, проведенные и в мире, и в России, показывают, что дети не умеют работать с информацией, потому что школа их этому не учит. В результате новое поколение детей, как это ни парадоксально, оказывается безграмотным в цифровом плане.

«И если мы разрешим ребёнку делать всё то, что делают взрослые люди: писать в текстовом редакторе, переводить в автоматическом переводчике, считать на алгебраическом калькуляторе и так далее, то мы тем самым начнём решать проблему автоматического накопления данных об индивидуальных достижениях ребенка», – отметил ученый.

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин поднял проблему неравенства в образовании.

«Наличие разных укладов в сфере образования является серьёзнейшей проблемой, на которую надо отвечать, – заметил эксперт. – Если всерьёз подумать, что мы понимаем под борьбой консерваторов и прогрессистов, мыувидим, как сейчас проблематика образования разделяет целые страны».

Поэтому одной из важнейших ролей стандарта является снятие «культурного напряжения» за счет достижения каждым учеником базового уровня как фундамента вариативности.

Если же рассматривать образовательные стандарты как инструмент социальной мобильности, то следует признать, что они относятся не к школе, а ко всей среде, в которой ребёнок сейчас живёт.

В этом смысле к общему образованию колоссальным слоем добавляется дополнительное, в том числе происходящее в виртуальной среде. Следовательно, стандарт должен сталь регулятором этой огромной экосистемы.

Разговор о ФГОС 4.0 продолжится 25 сентября на заседании закрытого клуба «Норма и деятельность». Авторами и разработчиками Инициативы становятся все, кто принимает участие в обсуждении и выдвигает предложения по проектированию нового стандарта.
Мы приглашаем вас присоединиться к обсуждению на данной площадке и стать соавтором «Инициативы ФГОС 4.0».

Окончательная «сборка» ФГОС запланирована на 24 октября в ходе осенней межрегиональной конференции «Эврика».




Новости





























































Поделиться