В одной старой книжке один из героев говорил: «Если я прикажу генералу порхать бабочкой, и генерал не выполнит приказ, кто будет виноват – он или я?»
Готова ли школа к изменениям? Готова ли она меняться вместе с окружающим миром?Готова ли к «цифровизации» и прочим новшествам?
Мне безумно нравится модель школы, нарисованная Александром Молчановым. И я бы очень хотел, чтобы все было именно так, а не иначе.
Увы, в действительности все совсем не так, как на самом деле…
Простой пример. В этом году, проводя родительские собрания в своей школе, я шел на них с одной мыслью – «Все переводим в онлайн, сколько можно терпеть эту пустую трату времени?»
Но, выйдя перед родителями на кафедру, я вдруг увидел живые человеческие лица. Лица людей, которым нужно живое общение. Им нужен я, чтобы рассказал человеческим языком о программах и принципах работы. Им нужна учительница математики, чтобы рассказала о своих критериях. Им нужна не красивая бумажка с цифрами, не презентация вебинара, а чтобы к ним пришел живой человек и рассказал живым языком, что он собирается делать с их ребенком.
Я смотрел в их лица и вспоминал о том, как весной в группе ВКонтакте они плакались, сколько времени отнимают постоянные сообщения в группе WhatsApp. Я вспоминал, что да, все уже есть – и групповые чаты, и группы в социальных сетях, но они все равно приходят сюда, чтобы поговорить лично и «подержаться за пуговицу». Потому что, как бы ни сближали нас электронные коммуникации, очень нам не хватает этого живого общения.
Готова ли школа к «цифре»? А кто её спрашивает? «Цифра» приходит в школу вне зависимости от желания педагога. Потому что – «надо», потому что без этого нет аттестации, потому что без этого директору сделают выговор, потому что…
Нужно понимать, что «цифра» сегодня, как и другие красивые картинки, нарисованные Александром Молчановым,не выросли из реальных потребностей школы, из потребностей конкретного учителя. Они воспринимаются как нагрузка, еще одна обязаловка, о которой нужно отчитаться и забыть, вычеркнуть из жизни.
«Кружок по трюкам на велосипедах BMX»? Да возьмите себе три таких кружка. Надо? Напишем. Дети будут вести сами? Пусть ведут.
Стоп. Дети? Сами? Но это же травмоопасно! Кто будет отвечать за детей? Нет, так не пойдет.
И тут мы вышли еще на одну проблему – заорганизованность жизни школы. Все, что может происходить в школе живого – происходит вопреки ей.Если на это живое закрыли глаза. Если пришел директор, который своей грудью закрывает «нарушителей». Нарушителей покоя, я имел в виду.
Недавно в моей ленте в фейсбуке коллега описал картинку, подслушанную на улице. Он увидел мир глазами проходящей мимо бабушки:
«Они сидят за компьютерами как чиновники, а мы бегаем - то за квартиру заплатить, то ещё что. Раньше мы все успевали: и на работу, и постирать, и фильм посмотреть, а сейчас время сжимается».
Мне кажется, это очень точная метафора того, как воспринимают инновации в школе учителя. «Они сидят за компьютерами как чиновники».
Это очень важное наблюдение. Пока инновации будут восприниматься как нечто инородное, ничего хорошего не получится. Сумеет ли школа перестроиться? Не уверен.
Наша школа тяжело больна. Она и есть та самая бабушка на улице. Раньше все успевали, а теперь – сплошные компьютеры.
И я не стал бы винить эту бабушку. Потому что когда я слышу, как чиновник от образования говорит, что для него формулы важнее, чем чиновники, я слышу, что формула ему важнее людей. Это та данность, в которой мы пытаемся внедрять распрекрасные модели, описанные Александром.
Но время действительно сжалось. У нас нет времени на технологии обучения 18 века. Нам в самом деле нужен и «перевернутый класс», и индивидуальные маршруты. Но с кем мы их будем строить? Нельзя учителя заставить.
Учителя нужно терпеливо выращивать, холить и лелеять. Все случаи «новых школ», которые я знаю – это не школы старого типа, встроенные в существующую «вертикаль». Все они существуют вопреки.
Потому что яркая личность, будь то директор, способный «прикрыть» своих учителей-новаторов или учитель, готовый идти на эксперименты, несмотря на формальные запреты, способны перевернуть школу.
Правда, у меня есть серьезные сомнения, останется ли при этом школа – школой.
Но я верю в учителей. То, что описывает Александр – не просто возможно. Это – необходимо.И если это не прорастет в школе – школа умрет. И на ее месте вырастет что-то новое. Что, может быть, тоже будет называться школой. Впрочем, это уже не важно. А важно, что альфа и омега успеха этого дела – учитель. Школа – там, где учитель. Вложитесь в творческого учителя, и вокруг него организуется школа.