Без рубрики // Колонка

Начать менять себя, или Первые шаги навстречу поколению Z

На завершившемся в субботу форуме «Город образования» то и дело специалисты констатировали странные факты: дети уходят из школы, дети не доверяют учителю, дети приходят другие и т.д. Любые новшества вызывают отторжение в системе.

Начать менять себя, или Первые шаги навстречу поколению Z
Фото: if24.ru

Со страниц газет и новостных порталов постоянно сходят новости цифрового мира: «Утверждена программа “Цифровая экономика”», «Разыграны гранты на построение современной цифровой образовательной среды», «цифровое поколение Z поступает в школы» и т.д. Форумы и конференции постоянно говорят о приходе цифрового поколения школьников или «поколения Z», которое родилось в эпоху бурного расцвета гаджетов и интернета, порталов и баз данных, компьютерных игр и википедии. Даже на завершившемся в субботу форуме «Город образования» то и дело специалисты констатировали странные факты: дети уходят из школы, дети не доверяют учителю, дети приходят другие и т.д. Любые новшества вызывают отторжение в системе. Помню, пробовали мы приучить педагогов пользоваться электронной почтой и файлообменниками, чтобы уменьшить возможность переноса компьютерных вирусов с многочисленных устройств – вначале все были против, но постепенно начали использовать, многим даже стало удобнее. Аналогично было и с внедрением интерактивных досок – вначале были жалобы на долгую подготовку презентаций и материала, но потом стали находиться такие плюсы, о которых ранее учителя даже не мечтали. Сейчас, похоже, аналогичная фаза отторжения к цифровизации образования в целом. При этом можно заметить, что доклады про цифровую экономику, новые профессии, роботизацию, уменьшение рабочих мест в разных отраслях и, возможно, в образовании, уходящие за горизонт одного-трех лет, воспринимаются всеми очень положительно. А как только речь заходит о чем-то близком и простом, каких-то элементарных шагах, которые может сделать обычный педагог обычной школы – сразу барьер: «кто – я?», «а почему я?» и т.д.

Также особняком стоит место цифровых решений в образовании. Педагоги и руководство организаций готово рассматривать решения, которые совершенствуют действующие процессы. Например, учителя готовы применять видеофрагменты вместо объяснения нового материала на уроках, но нужно понимать, что прорыв будет происходить тогда, когда цифровые процессы будут спроектированы заново, в другой логике и другой парадигме. Чтобы никого не пугать, попробую предложить свое видение изменений в системе образования, которые могут произойти уже сейчас, если уже сейчас взять и начать изменять самого себя, свое отношение к процессам и через это выстраивать новые процессы.

1) Родительские собрания. Самым очевидным атавизмом прошлого выступают родительские собрания. Во-первых, они проводятся в рабочие дни, во-вторых, в большинстве своем они не несут для родителей никакой аналитической важной информации. При этом большая часть родителей прекрасно уживается с гаджетами, пользуется соцсетями и электронной почтой. Донести оперативную информацию про успеваемость ребенка вполне в состоянии электронный дневник, который есть уже в каждой школе России, донести свежие новости класса или важную информацию по конкретному ребенку можно через закрытую группу в соцсети или мессенджеры (WhatsApp, Telegram,Viber, Вконтакте). Здесь важно понимать, что родитель является клиентом «родительского собрания» и ему должно быть удобно получать информацию. Еще одна важная функция большинства собраний – принятие решений. Их можно легко реализовать при помощи Google Forms, Surveymonkey или других средств проведения опросов, многие из которых умеют встраиваться в соцсети; также можно использовать LMS Moodle или средства того же электронного дневника. А общую информацию для всех родителей школы или класса можно реализовать, при необходимости, в виде вебинара. При этом основной принцип построения собрания должен быть таким же, какой реализуется в МООС – должно быть вынесено только самое главное, опуская все лишнее, язык изложения понятный и простой, факты приводятся с однозначным толкованием. Все это позволит вовлечь в реальный и полезный диалог самих родителей, а не только их представителей и нянечек. Подведем краткий итог: цифровое родительское собрание – это вебинар с возможностью задавать уточняющие вопросы, с записью и возможностью отложенного просмотра; это голосование через электронный дневник, соцсеть или специальный сервис с предоставлением времени от 3 до 5 дней на принятие решения; это оперативное информирование и обсуждение текущих вопросов через мессенджер.

2) Домашние задания. На мой взгляд, пришло время признать существование порталов готовых домашних заданий (ГДЗ), а потому перестать требовать от детей выполнения домашних заданий именно в таком виде, в котором это дается в учебнике. Давайте согласимся, что к результату это не приводит. Учитель сделал вид, что выполнил программу и ФГОС, а ученик сделал вид, что сделал домашнее задание. Неужели от такого процесса оба получили удовлетворение? Ученик сэкономил массу времени и перестал верить в полезность результата, научился «подсовывать» чужие решения за свои – тоже полезный навык, но не его же мы хотели бы воспитывать в детях. Самым простым в этой ситуации является признание домашних заданий, которые можно найти в интернете, бессмысленными, а которые нельзя найти – нерешаемыми. Чтобы исправить ситуацию, нужно воспользоваться очевидной, но достаточно сложной в реализации, технологией перевернутого класса – когда на дом дается задание разобраться в теоретическом материале и даются возможные ссылки на теорию, в том числе и на примеры из ГДЗ, а на уроке обсуждаются уже примеры и решаются конкретные затруднения, которые возникли у ребят. Причем сам список затруднений учитель может собрать заранее, через сервисы и почту, а, возможно, и организует коллаборативную работу школьников с новым материалом.

3) Мобильные телефоны. Я бы пошел по принципу максимального применения сотовых телефонов, смартфонов, планшетов и прочих гаджетов в учебном процессе. Это неотъемлемый обязательный инструмент современного человека, а значит необходимо показать весь функционал данного устройства для поиска и получения новых знаний, как раньше нам показывали функционал циркулей и ручек, рейсшины и транспортира. В каждом смартфоне есть и органайзеры, и калькуляторы, во многих есть датчики света и гироскопы, во всех есть карты и, конечно, поисковики. Так нужно делать больше кейсов по поиску различной информации и получению знаний с помощью смартфонов. Можно даже лабораторные и практикумы принимать как документ с фото- или видеовставками. Например, можно наблюдать с помощью видеокамеры смартфона за ростом растения, можно вести блог-дневник по временам года по географии, можно играть в гео-квесты. А можно организовывать проектную работу. Одним словом, нужно помочь ученику, привить ему цифровую грамотность использования гаджетов.

4) Кружковая работа и внеурочная деятельность. Уважаемые директора школ, учителя, неужели вы считаете, что если вы предлагаете всего один вариант занятий в качестве внеурочной деятельности, то его обязаны все выбирать? Мне совершенно непонятно, почему нельзя, используя сетевую форму реализации образовательных программ, заключить соглашения с ближайшими школами и дворцами детского творчества на реализацию широкого спектра совместных программ: ваш математик будет не только для своих детей вести кружок «занимательной математики», а из другой школы возьмут на себя «занимательную физику». Это же повысит, с одной стороны, качество реализации программ при снижении затрат на содержание сразу двух кружков. Еще один момент касается продуктовой линейки кружковой деятельности. Я уверен, что в каждой школе можно организовать кружок по трюкам на велосипедах BMX – достаточно взять учителя физкультуры и соединить его со старшеклассником, который может подсказывать, как можно делать трюки. Недавно все обсуждали рэп-баттлы, при этом надо обратить внимание на сам формат, который привлек за один день более 9 млн зрителей. Так почему бы школе не «оседлать хайп» и не сделать кружок по рэп-баттлу? Ведь это и музыка, и литература, и умение рифмовать и писать стихи, и умение выражать свою мысль. Только нужно собрать вместе нужных педагогов и правильно составить программу… Можно дополнить программу конкурсами для нескольких школ. Аналогичный вопрос возникает про кружок или секцию по управлению дронами. На сегодняшний день дроны вошли уже в профессиональную жизнь. С их помощью наблюдают за строительством объектов, рассчитывают объемы выполненных работ, следят за безопасностью полей, снимают красивые панорамы для фильмов и новостных порталов. Так почему у нас в школах нет таких кружков? Вы скажете, что надо иметь дроны в школе, на что я отвечу, что родители будут рады поддержать своего ребенка в его стремлении стать лучше в выбранной им области.

5) Аналогичная ситуация с различными видами блогерства, исторических, географических или биологических гео-квестов, инженерного изобретательства из подручных материалов. А ведь каждая школа может стать разработчиком решений по дополненной реальности, все же встречали технологию, когда ты наводишь смартфон со специальным приложением на какое-то здание, а тебе по нему выдается важная и полезная информация. Примеры можно приводить бесконечно долго.

6) Информирование населения. Население для образовательных организаций – это всегда клиенты. А потому необходимо изменить механизм коммуникации со своими клиентами. Многие директора говорят о наличии в школах сайтов. Да, согласен, наконец-то сайт стал обязательным атрибутом школы, но все сайты очень далеки от совершенства как по объему информации, так и по удобству использования. К тому же с некоторых пор изменилась парадигма потребления информации из интернета: сайт – это последнее место, которое будет смотреть потенциальный клиент. Первым местом сегодня является социальная сеть и канал в Telegram. Школы часто нет ни там, ни там. Исключения составляют московские школы и немного выбиваются из общего ряда частные школы. А ведь именно в социальной сети происходит продвижение ваших кружков, ваших программ, там формируется ваш имидж как работодателя и как образовательного центра. Именно там, в социальной сети, живут ваши выпускники и ваши будущие клиенты. Так почему же школа абстрагируется от социальных сетей? Мне часто говорят, что нет ставок, нет необходимости, вот мы есть, о нас все знают… Соглашусь, но для ведения социальной сети вам могут не понадобиться дополнительные ставки – это могут делать ваши школьники, они в этом разбираются очень неплохо и смогут делать это в рамках специального кружка, если вы его создадите. В одном учебном заведении удалось найти восемь человек, которые хотели себя попробовать в деле создания интернет-газеты. При этом многие частные школы измеряют свою эффективность количеством людей, которые добираются до школы дольше чем 30 минут – по их мнению, именно желание отдать ребенка именно в эту школу говорит об ее узнаваемости. Так почему нельзя сделать аналогичный проект в каждой школе?

7) Школьные библиотеки. Также как и с готовыми домашними заданиями, нам просто необходимо признать, что школьные библиотеки в их текущем варианте просто мертвы. В них срочно нужно вдохнуть жизнь цифрового века. Можно и нужно сделать из библиотеки центр притяжения граждан, центр притяжения учителей и учеников. Первое, что можно сделать уже сегодня – это переосмыслить роль библиотекаря. Мне хотелось бы видеть его помощником учителя, который помогает отследить законность использования той или иной литературы, тех или иных учебных материалов, их лицензионную чистоту и легальность использования. Также школьная библиотека должна стать центром организации различных культурологических проектов школьников. Например, можно устроить сбор информации о каком-то околошкольном событии или объекте, провести глубокий анализ представленной информации, сформировать проект – например, театрализованное представление, разработать с детьми и учителями сценарий, запустить информирование населения и т.д. То есть библиотека – это центр притяжения детей и взрослых. Также на базе библиотеки можно организовывать какие-то новые мероприятия, субботние лектории. Можно организовать конкурс по поиску информации в книгах и в интернете. Библиотека может стать и помощником школьникам и взрослым, обучая их основам грамотного поиска в сети интернет.

Безусловно, данный список можно продолжать дальше. Но необходимо сделать самый главный вывод – никто за вас не сделает изменений в вашей образовательной организации, никто не изменит вас по отношению к современным цифровым решениям и продуктам. Школа всегда была отражением реального мира, в котором мы учили школьников и готовили их к взрослой жизни. Мир становится цифровым, пришла пора начать меняться школе, пришла пора меняться учителям. Давайте начинать уже сегодня.


Youtube

Комментарии экспертов






Новости





























































Поделиться

Youtube