С 1 сентября 2026 года во всех школах России планируется ввести оценки за поведение учащихся. Проект соответствующего приказа подготовило Минпросвещения.
Документ вносит изменения в порядок организации образовательного процесса и предусматривает контроль соблюдения дисциплины и правил внутреннего распорядка с возможностью выставления оценки за поведение.
С сентября 2025 года оценки за поведение в экспериментальном формате выставляют 84 школы из Новгородской, Тульской, Ярославской и Ленинградской областей, ЛНР, Чечни и Мордовии. При оценивании школьников учитываются «дисциплинированность, соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися и со взрослыми, социальную активность и правомерное поведение».
В проекте отдельно закреплено, что школьники обязаны добросовестно осваивать учебную программу, посещать занятия, готовиться к урокам и выполнять задания учителей. Также сохраняется запрет на использование мобильных телефонов во время уроков, за исключением ситуаций, связанных с угрозой жизни или здоровью, пишет «Российская газета».
Согласно планам ведомства, оценки за поведение будут выставляться учащимся с 1-го по 8-й класс в течение всего учебного года и отражаться в аттестатах. Ответственность за их выставление предлагается возложить на классных руководителей. При этом в Минпросвещения подчеркивают, что новая оценка не должна носить карательный характер и должна использоваться как инструмент для выявления проблем и выстраивания диалога с учениками и их родителями.
Предстоящее нововведение комментирует исследователь взаимодействия семьи и школы Дарья Абашева.
– Однозначной позиции, относительно введения в школах оценки по поведению, в родительском сообществе нет, и это закономерно. Мы разные, наши дети – разные, и наш опыт взаимодействия со школой – тоже разный. Зачастую мнение родителя определяется личным опытом и индивидуальными особенностями ребенка. У кого-то ребёнок спокойный и адаптивный, а у кого-то – гиперактивный или просто с холерическим темпераментом. Но за этим спектром мнений (от горячей поддержки до категорического неприятия) стоит не разобщённость, а общее беспокойство за будущее детей и качество той среды, в которой они формируются как личности.
В целом, среди родителей можно выделить две принципиально разные точки зрения.
Позиция «за»: оценка за поведение – это инструмент воспитания
Аргументация мнения тех, кто приветствует введение оценок за поведение, строится на тревожном наблюдении: сегодня школа во многом лишена действенных и легитимных рычагов влияния на поведение учащихся. В условиях, когда размыты нормы социально приемлемого, а дети растут с ощущением вседозволенности (что мы видим на многочисленных примерах), учитель, сталкиваясь с откровенным неуважением, провокациями или систематическим срывом учебного процесса, зачастую остаётся один на один с проблемой. Слова и беседы не работают; обращение к психологу или администрации не всегда дают оперативный результат. У учителя нет инструмента, который воспринимался бы ребёнком как значимая санкция.
Возвращая школе функцию воспитания, нужно дать ей и инструменты воздействия. Оценка – это обратная связь, это реакция общества на поступки. социальный регулятор, наконец. Это механизм, восстанавливающий причинно-следственную связь – за проступком следует немедленная и фиксируемая реакция. Кроме того, оценка за поведение повышает статус требований педагога, переводя их из плоскости личных претензий в плоскость формальных правил. Сторонники данной позиции подчёркивают, что школа – это модель общества. В обществе за нарушение законов и норм следуют санкции, штрафы, ограничения. Система оценок, включая оценку за поведение – это щадящий тренажёр социальной ответственности. Она учит ребёнка: осознавать, что его действия имеют последствия; соотносить свои права с правами других (одноклассников, учителей); развивать внутренний контроль, а не действовать исключительно из страха перед немедленным наказанием. Также оценка за поведение – это важный коммуникативный инструмент. «Замечание в дневнике» часто субъективно и точечно. Формализованная же оценка за четверть или полугодие – это суммарный обезличенный показатель, который дает родителю чёткий сигнал о наличии проблемы, смещает фокус с эмоций на факт несоответствия поведения установленным критериям.
Идеальный образ, к которому стремятся сторонники вышеописанного подхода – это образ не карательной системы, а системы справедливых и предсказуемых последствий.
Такой подход поможет воспитать людей, способных жить в обществе, понимающих свою ответственность перед ним; выросших с осознанием, что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Школа должна учить этой границе – последовательно, уважительно, но твёрдо.
Позиция «против»: оценка за поведение– это инструмент давления, а не воспитания
Сторонники этой точки зрения выступают не против дисциплины и порядка как таковых, а боятся субъективности и использования оценки как инструмента давления на ребенка и на семью в целом. Оценку ставит не абстрактный институт, а конкретный педагог. Всё зависит от его личных качеств, терпимости, степени профессионального выгорания и даже от личных симпатий. «Хорошее поведение» на практике легко может быть сведено к «удобству» и беспрекословному послушанию. Многие приводят личные примеры, когда активные дети, высказывающие свою точку зрения, в том числе в корректной форме, оказывались жертвами такого подхода. Родителями высказываются опасения, что из инструмента воспитания оценка за поведения превратится в инструмент клеймения.
И здесь возникают, пожалуй, самые острые и практические вопросы: по каким конкретно критериям будет выставляться эта оценка и каковы будут её реальные последствия для ребёнка? Каковы точные критерии оценки «два»? А оценки «пять»?
Если ребёнок старается, но не способен учиться лучше в силу особенностей, не станет ли для него «двойка» за поведение двойной несправедливостью? А если ребенок тихий, скромный и не склонный к активной общественной жизни, будет ли ему снижаться за это оценка за поведение? И главное – кто и как будет разбираться в истинных причинах «плохого» поведения, прежде чем выставить оценку? Плохое поведение зачастую – симптом проблем ребенка в семье, с одноклассниками, в учебном процессе; симптом недиагностированных неврологических особенностей. Не даст ли эта оценка обратный эффект: «Я получил «два» за поведение» равно «я – плохой, раз я плохой, значит, можно и не стараться»?
Каковы последствия оценки? Будет ли проводится работа по выяснению причин неуспеваемости или сложного поведения, и какие дальше будут предприниматься действия? Или это просто оценка, информирующая нас о социальной адаптированности ребенка, об его умении жить в обществе, не имеющая последствий?
Сторонниками приведенной точки зрения в числе прочих ставится вопрос: не будет ли оценка за поведение оценкой родителям и основанием привлечения их к административной ответственности? Противники введения оценки опасаются, что формальный балл создаст механизм для косвенной, но системной оценки семьи и переложения ответственности с образовательного учреждения на родителей, вплоть до применения санкций.
Как найти баланс между свободой и ответственностью
Из всего изложенного можно сделать вывод, что сторонники и той, и другой точек зрения говорят о необходимости:
- единых и максимально объективных критериев такой оценки;
- механизмов апелляции и учёта мнения нескольких субъектов (помимо классного руководителя, мнение других учителей-предметников, завуча);
- исправления и реабилитации. Оценка не должна быть клеймом. Должна быть возможность её исправить;
- соответствующей подготовки педагогического состава. Педагог, наделённый таким инструментом, должен уметь профессионально разрешать конфликты, работать с мотивацией и сам быть безупречным с точки зрения профессиональной этики.
Хочется завершить на оптимистичной ноте, добавив, что только совместными усилиями семьи и школы, на основе взаимного уважения, можно найти баланс между свободой и ответственностью, который и позволит вырастить достойное поколение.
Материалы по теме:
- Страх вместо уважения: чем опасна оценка за поведение?
- Оценка за поведение: предыдущий опыт, открытые вопросы и скрытые риски















