Анатолий Шперх поделился в Фейсбуке впечатлениями о съемках в программе о дистанционном обучении. Публикуем её полностью.
«Записывали вчера передачу для ОТВ о проблеме дистанта. Было два учителя, представитель разгневанных родителей и психолог.
Что поразило? Реакция на слова о том, что ребенок должен учиться сам.
Я услышал бурю протестов, обвинений и едких слов.
Главный лейтмотив учителя: ребенок не может, не способен, не научен. Не научен планировать, не научен распределять свое время, не научен самостоятельно работать вообще.
При этом речь шла не о начальной школе (где это естественно), не о 5–7-х классах (где этому пора уже выучиться), но о старшей школе. Мои оппоненты прямо говорили, что, если ребенка не контролировать, если над ним не стоять, то он не будет ничего делать.
И на мои робкие возражения, что это и есть главная задача школы – научить этому, я слышал поток возмущений, что я не знаю жизнь, я работаю с отобранными детьми, я сижу в замке из слоновой кости и пр.
Это, конечно, огромная проблема. Я не живу в замке, и у моих детей далеко не все гладко. У нас огромные проблемы в области самостоятельности.
Но мы в школе понимаем, что это – дыра, что ее надо закрывать, с ней надо работать. И пытаемся вывести детей из привычного им состояния выученной беспомощности.
Да, это вызывает конфликты, да, это получается не у всех. Но мы не сдаемся, мы идем. Да, это похоже на прогрессорство. Но это естественное прогрессорство взрослого рядом с детьми. Более мудрого, видящего дальше и могущего настаивать на том, что его видение глубже.
Оппоненты же мои позиционируют себя на стороне ребенка. Но это позиционирование выливается в тотальный контроль и давление на него.
«Вы хотите стать счастливыми? Мы сделаем вас счастливыми!»
При этом о давлении вслух, конечно, никто не говорит. На устах у всех – необходимость «освоить программу», донести до ребенка некую сумму знаний, научить распорядку. Важные и нужные вещи.
Но – внешние по отношению к ребенку.
И никого это не смущает. «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то они и носят в себе». Так вот, школа сегодня подобна этакому колбаснику. И очень удивляется, когда колбасы начинают жить своей жизнью.
Из всей компании наиболее адекватным мне показался психолог – как же нам не хватает толковых психологов в школе. Сколько проблем можно было бы купировать в зародыше!»