Культура // Статья

Звездная траектория для тех, кто умеет мечтать

9 апреля, накануне Дня космонавтики, состоялся пресс-тур в астрофизическую школу «Траектория» имени О.В. Верходанова. Журналистам рассказали о задачах школы и познакомили с ее программой.

Звездная траектория для тех, кто умеет мечтать

Через тернии к звездам

Школа «Траектория» была создана на средства одноименного фонда в 2016 году. Пока это единственная в стране астрофизическая школа. Обучение здесь совершенно бесплатное, длится оно в течение трех лет, поскольку рассчитано на учащихся 911-х классов. Но чтобы поступить, надо пройти конкурсный отбор, решив задачи по физике, математике и выполнив творческую работу по астрономии. Конкурс достаточно большой – например, в 2019 году заявки подали 250 человек, из них отобрали всего 45.

Поскольку в школу поступают ребята из разных городов и сел, то основное обучение проходит в дистанционном формате – каждую неделю ребята получают задания. Как пояснил исполнительный директор фонда «Траектория» Михаил Юрик, астрономия находится на пересечении нескольких наук, поэтому для обучения разработана специальная программа, включающая астрономию, физику, математику и английский язык, который необходим для международного сотрудничества в области науки. В этом году список изучаемых предметов пополнился программированием.

Дважды в год ученики астрофизической школы встречаются очно весной и летом в период школьных каникул, причем эти занятия проходят на разных площадках – на базе крупнейших научных институтов России, Финляндии и Армении. За три года обучения проходит семь таких очных курсов. Это дает возможность юным «звездочетам» не только послушать лекции ведущих ученых – астрономов и космологов, но и понаблюдать за ночным небом в лучших обсерваториях страны и мира. Например, этой весной офлайн-занятия проходят в Звенигороде, так как рядом расположена обсерватория, где ребята наблюдают за ночным небом с помощью телескопов ВАУ и Цейсс-600.

Впрочем, как рассказал Михаил Юрик, современные астрономы сегодня работают в кабинетах, наблюдая звезды и планеты, подключившись к телескопу удаленно.

Завотделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН, профессор Дмитрий Вибе отметил, что открытие новых звезд и астероидов не считается научным достижением – таких небесных тел миллиарды, отслеживать и открывать их можно благодаря автоматическим системам.

Однако для человеческого разума во Вселенной еще остается множество неразгаданных тайн. Это эволюция Вселенной, «черные дыры», нейтронные звезды, астероидная опасность.

Не только романтика

Как подчеркивают организаторы школы, в ее задачи не входит подготовка к олимпиадам или к ЕГЭ по профильным предметам, обучение здесь не дает преференций для поступления в вузы. Из-за этого часть учеников отсеивается или сразу, или в процессе занятий. Некоторые ребята испытывают разочарование, осознав, что астрономия – это не только и не столько романтика, сколько серьезная наука, требующая знания точных и естественнонаучных дисциплин, сложных расчетов и навыков программирования. Часть учеников не справляется с нагрузкой, так как трудно совмещать учебу в обычной школе и в «Траектории». Например, из первого выпуска, состоявшегося в 2019 году, до победного конца дошли 28 человек из 45 принятых на обучение. Не все выпускники связали свою жизнь с астрономией, но знания, полученные в астрофизической школе, помогли им поступить в ведущие вузы – МФТИ, МИФИ, МГУ, РУДН.

В этом смысле фонд некоммерческих инициатив «Траектория» выполнил свою миссию, которая состоит в вовлечении молодежи в процесс познания и в приобщении к научной деятельности.

Во время обучения в астрофизической школе ребята выбирают интересующую их тему, вместе с научным руководителем разрабатывают ее и пишут в соавторстве статьи, которые публикуются сначала в школьных журналах, а потом, после выпуска из школы, в цитируемых международных научных изданиях. Молодые ученые получают грантовую и информационную поддержку от фонда «Траектория».

Но обучение в астрофизической школе – это не только интеллектуальный труд, но и необычные эксперименты. Например, во время приезда журналистов ребятам дали задание измерить расстояние до баннера, находящегося на противоположной стороне актового зала, методом параллакса. Аналогичный метод используют астрофизики всего мира для измерения расстояний до объектов ближнего и дальнего космоса. Так что задание было не только важным, но и практически значимым.

Растет научная смена?

Занятия в очной школе помогают организовать тьюторы, в том числе выпускники школы, которые работают с небольшими группами детей (8–10 человек).

Артем Запорожец – один из них. Он окончил астрофизическую школу в 2019 году, сейчас учится на втором курсе астрономического отделения физфака МГУ. Он мечтает о научной карьере, но благодаря работе в «Траектории» неожиданно увлекся педагогической деятельностью: говорит, что ему интересно работать с детьми, он видит в них большой потенциал.

Ребята, с которыми мне удалось поговорить, сейчас обучаются в 9-м классе, Николас из Санкт-Петербурга планирует стать астрофизиком и специализироваться на нейтронных звездах.

Дмитрий из Мурманской области увлекается астрохимией и программированием.

Арина Сергиенко из Москвы увлеклась астрономией в возрасте 7–8 лет, а в 14 лет поняла, что хочет заниматься наукой. Пока изучает звезды и астероиды.

Екатерина из Тольятти планирует стать астрофизиком, но со специализацией пока не определилась.

Все ребята говорят о том, что в школе им нравится учиться еще и потому, что здесь они нашли своих единомышленников, с которыми можно разделить общие интересы.

Хочется верить, что у этих подростков действительно есть потенциал, и в будущем они составят цвет нашей науки.

Просветительство против невежества

Большое внимание в «Траектории» уделяется повышению квалификации учителей. Об этом подробнее читайте здесь.

Еще одна важная миссия фонда – просветительская деятельность, популяризация науки, да и просто борьба с невежеством.

Ведь, по данным опросов ВЦИОМ, проведенных с 2007 по 2011 годы, доля граждан РФ, считающих, что Солнце вращается вокруг Земли, выросла с 29 до 33 процентов.

Большим успехом пользуются такие проекты фонда, как «Читальный зал» (выпуск научно-популярной литературы – книг по истории науки, биографий известных ученых), организация публичных мероприятий (лекции ведущих ученых, научные гостиные для школьников), видеопроекты – лекции, интервью с учеными, научные мини-сериалы на разные темы.

Учредители и сотрудники фонда настороженно относятся к одиозному закону о просветительской деятельности: не помешает ли «энтузиазм» чиновников полезному делу, которому ученые посвящают свои усилия?

Хочется пожелать успехов этим замечательным людям, которые развивают науку, делают знания интересными и доступными для всех и готовят новое поколение ученых.



Новости





























































Поделиться