Культура // Новость

«Качественное образование школьников невозможно без повышения квалификации и профессионального развития педагогов»

  • 12 апреля 2021

«Качественное образование школьников невозможно без повышения квалификации и профессионального развития педагогов»
Фото: bleepingcomputer.com

1 сентября 2017 года астрономия вернулась в школьные программы как самостоятельная дисциплина. До этого, начиная с 1990-х годов, отдельные темы по астрономии преподавались в курсах физики и географии.

Учителей астрономии перестали готовить в педвузах, и фонд некоммерческих инициатив «Траектория» старается компенсировать эти пробелы, организуя семинары, лекции, практикумы и мастер-классы для учителей.

В каком возрасте лучше начинать изучение этого предмета? Какие методики наиболее эффективны? С какими проблемами сталкиваются преподаватели астрономии? Об этом мы спросили педагогов, которые прошли обучение в фонде «Траектория».


«Изучаем звезды, Солнце и учимся отличать псевдонаучные факты от научных»

Роман Морячков, педагог дополнительного образования, ведет курс астрономии и астрофизики в технопарке «Твори-Гора» г. Красноярска для детей 6–11-х классов:

– Преподавание астрономии в школе – важная тенденция, но в школах она реализуется по-разному. Недавно я прочитал отзывы, что школьники считают эту науку скучной и сложной, ее изучение мешает им подготовиться к ЕГЭ.

Астрономию следовало бы изучать пораньше, в 5–7-х классах, пока у детей еще не такая большая нагрузка и есть желание познавать новое. Правда, для освоения астрономии необходимы знания по физике, именно этим можно объяснить изучение астрономии в старших классах.

Астрономия дает представление об окружающем мире, в котором мы живем. У этой науки широкое практическое применение: от ориентирования по звездам в лесу до GPS- навигаторов, использующих данные со спутников. Многие открытия квантовой физики были бы невозможны без астрономии. Кроме того, например, на своих занятиях я учу детей критически относиться к псевдонаучным фактам об опасности затмений или комет, к астрологии, и так постепенно выстраивается научное мировоззрение.

Большое внимание мы уделяем практическим занятиям. У нас в Технопарке два телескопа – с помощью одного мы изучаем звезды, второй используем для исследования Солнца.

На семинарах, организованных фондом «Траектория», я узнал о новых подходах в преподавании астрономии. Например, можно отправить запрос в США, где находится удалённый телескоп, и в течение нескольких дней приходит астрофотография, которую мы потом изучаем с детьми на наших занятиях.

Вместе с коллегами – участниками курсов – мы обсуждали различные методики преподавания, делились опытом.

Также интересно было послушать лекции звездного состава ученых на семинаре, увлеченных наукой, которые отвечали на вопросы педагогов, и я тоже получил ответы на свои вопросы.

«Астрономия – дисциплина практическая, прикладная, способная развить интерес к решению нестандартных, жизненных задач»

Ольга Смолянкина, руководитель обсерватории и астрономического кружка Городского дворца детского (юношеского) творчества:

– Я веду астрономию в кружке, который посещают ребята со 2-го по 11-й классы, и по своему опыту могу сказать: дети младшего и среднего школьного возраста живо интересуются окружающим миром, и нужно вовремя поддержать этот интерес! Астрономия – дисциплина практическая, прикладная, способная ответить на многие вопросы любознательных школьников, развить интерес к решению нестандартных, жизненных задач.

Благодаря курсам, организованным фондом «Траектория», я погрузилась в сообщество коллег и узнала, как обстоят дела с изучением астрономии в других регионах, какие методики применяют мои коллеги, с какими проблемами они сталкиваются.

Во-первых, дискуссии ведутся о том, когда лучше начинать изучение астрономии. Это комплексный предмет, который делает отсылки к физике, химии, биологии, математике, философии, истории и другим дисциплинам. Но это не значит, что нужно сначала изучить все эти дисциплины, а потом – астрономию, наоборот, астрономия может стать пропедевтикой к этим дисциплинам, как предмет «Окружающий мир», например. Изучать астрономию в старших классах по остаточному принципу неэффективно. Это самый жаркий период, когда дети готовятся к ЕГЭ, к поступлению в вузы, и у них нет времени на то, чтобы вникать в устройство окружающего мира.

Насколько я знаю ситуацию в школах, иногда часы на астрономию в старших классах отдают на изучение физики. Поэтому, опираясь и на собственный опыт, могу сказать, что начинать преподавание астрономии лучше с 5–6-го класса, распределяя материал в соответствии с возрастными особенностями детей.

Во-вторых, возможности школы ограничены не только в плане количества часов, но и наличия оборудования. Эту проблему обсуждениями не решить, необходимо участие государства. Наука движется семимильными шагами, а образовательные организации и педагоги за ней не успевают, хотя и очень стараются. Возможно, здесь решением было бы сотрудничество школ с организациями дополнительного образования, где дети могут получить навыки практической, исследовательской работы.

Семинары фонда «Траектория» запомнились не только обсуждением проблем, но и лекциями профессионалов в области астрономии и педагогики, где обсуждались последние достижения – как научные, так и методические. Лекторы делились своим опытом, знаниями, рассказывали о возможностях. И это особенно важно, поскольку преподавать какую-либо дисциплину можно, только если ты развиваешься в своей профессиональной области, повышаешь квалификацию, осваиваешь новые инструменты, обучение педагога не должно прекращаться.



Новости





























































Поделиться