В конце декабря в волгоградской школе № 48 состоялась так называемая «линейка порицания», информация о которой вызвала большой резонанс в городе. «Линейка позора», как назвали экзекуцию сами дети, прошла в актовом зале, где несколько десятков неуспевающих в возрасте 12–18 лет выстроили на сцене. И публично отчитали за двойки, призывая перейти на домашнее обучение. Дети придали событие гласности в соцсети, а их родители обратились за правовой помощью. Есть версия, что причиной такого антипедагогического мероприятия стала погоня школы за места в рейтинге: по результатам ЕГЭ и другим показателям она входит в топ-50 школ Волгограда и, видимо, стремится не только сохранить имеющиеся позиции, но и достигнуть более высоких результатов. Однако стремление отправить учащихся, портящих общую картину успеваемости, на домашнее или семейное обучение, юристы считают противозаконным.
Мы решили спросить наших экспертов о том, кому должно быть стыдно за «Линейку позора» – ученикам или школе?
Насильственный перевод на семейное образование (СО) в
принципе невозможен. А с тем, что неуспевающих детей система выталкивает на СО,
мы давно знакомы. А потом эти дети, которых не смогла учить массовая школа,
попадают в статистику результатов на СО. И неудачи госшколы списывают на эту
форму обучения. Для того, чтобы обучение было эффективным, оно должно быть как
минимум безопасным. И поскольку волгоградская школа этому критерию не отвечает,
то ребенка оттуда надо обязательно забирать, в любом случае. И вариант с
семейной формой – не самый худший, даже если родители не осознают ее
преимуществ. Но он не единственный, конечно. Мы знаем, что обучаться в школе
можно и дистанционно, например. Суть в том, что таких школ, как та, о которой
идет речь в статье, не должно быть вообще, они не имеют никакого отношения к
образованию.