Качество образования // Статья

Союз ученых и практиков: новый этап развития альтернативных форм образования


Союз ученых и практиков: новый этап развития альтернативных форм образования
Фото: ru.freepik.com

Уходящий год был отмечен новой тенденцией в образовании: сотрудничеством между неформальными сообществами и учеными педагогических вузов. На базе Московского городского педагогического университета был образован Консорциум «Семейное образование», в состав которого вошли также:

  • Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского;
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина;
  • МОО «Ассоциация семейных школ»;
  • ООО «ШколБридж».

Совместно они провели в ноябре два мероприятия: онлайн-форум семейных образовательных инициатив и Форум семейных школ в Москве.

К онлайн-форуму проявили интерес представители 21 педагогического университета нашей страны, 51 одного субъекта РФ, 8 стран мира: ученые, преподаватели, студенты, родители, создатели семейных школ, эксперты и практики, которые в своих проектах воплощают в реальность самые разные образовательные запросы, новые смелые педагогические идеи.

В центре внимания онлайн-форума находилась тема о развитии детской субъектности и учебной самостоятельности. Главную задачу авторы семейных школ и других семейных образовательных инициатив видят в создании образовательной среды, где детей не заставляют учиться по какой-то одной программе, а разными средствами и методами стимулируют их собственный образовательный интерес. А учатся дети на заочной форме или в форме семейного образования, сдавая аттестации в выбранных ими школах.

Как написала в своем отзыве об онлайн-форуме одна из студенток ЯГПУ им. К.Д. Ушинского: «было интересно увидеть, что школы без уроков, программ, учебников и оценок существуют и позволяют вырастить счастливую, успешную, уверенную в себе личность».

Создатели таких школ приехали в Москву из разных городов на Форум семейных школ. Около ста представителей семейных школ, сообществ, центров, клубов собрались вместе, чтобы обменяться опытом, идеями, задачами и их решениями, познакомиться с единомышленниками.

Что такое семейные школы? Ни среди ученых, ни внутри сообщества нет ясного ответа на этот вопрос. Так себя называют и семейные сообщества, и коммерческие проекты, которые оказывают образовательные услуги. Одна из сессий Форума была полностью посвящена формированию глоссария этого нового социального явления. Как отметила Наталья Дьяконова, руководитель Центра индивидуализации и тьюторства «Ребус» (г. Ижевск): «Содержание, из которого мы прорастаем, не ложится в словарь, ни в старый, ни в новый, оно самообразуется сейчас, и вместе с ним формируется понимание того, что происходит».

Конечно, одной двухчасовой встречи оказалось недостаточно, чтобы досконально разобраться в этом вопросе. Инициаторы этого разговора договорились продолжить работу в рамках исследовательской повестки Концорциума «Семейное образование».

В ближайших планах Консорциума «Семейное образование» проведение Межрегиональной научно-практической конференции 4-5 апреля 2025 года на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и включение повестки семейного образования в VIII Ежегодный международный симпозиум «Образование и город: возможности устойчивого развития в эпоху неопределенности» 17–19 апреля 2025 г.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube