В рамках мероприятий Московского международного салона образования (ММСО), прошедшего 5–6 марта в Москве, большой трек был посвящен теме общего образования, и не только вопросам содержания, учебных программ и методик, но и проектированию и архитектуре школьных зданий. Объемный и разносторонний взгляд на школу дополнился рассмотрением ее в контексте большого бизнеса, большого мира и больших идей. Дискуссия на тему «Школа и большая идея» собрала директоров новых и давно действующих школ, которые размышляли о том, какие идеи вдохновляют современные педагогические коллективы, и как продлить жизнь авторских школ после ухода их создателей.
«Идея умирает, если никто из последователей ею не вдохновился»
По мнению директора Школы 800 в Нижнем Новгороде Марка Сартана, «не бывает школы без большой идеи, потому что школа - это сама по себе большая идея», которая включает в себя и принцип всеобщего образования, и ФГОС, отражающий не только академические, но и метапредметные, и личностные результаты».
Директор школы «Сколка» Дмитрий Фишбейн убежден, что настоящей школы без большой идеи не бывает.
Такие школы принято называть авторскими, представляющими уникальную совокупность целей и ценностей.
Именно это, с точки Дмитрия Фишбейна, вдохновляет, драйвит и зажигает педагогический коллектив. В противном случае – рутина и необходимость изо дня в день тянуть лямку.
Директор Школы будущего села Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий считает, что настоящая школа – это такая образовательная среда, которая обеспечивает развитие учеников, учителей, родителей, территории, на которой она находится. Это школа с большой буквы и без большой идеи она невозможна. Такой идеей для Школы будущего стало обучение всех детей, без какого бы то ни было отбора – по интеллектуальным способностям, по финансовым возможностям, другим критериям, и стремление дать ученикам образование выше стандарта.
Но не все эксперты разделяли эти мнения. Например, директор центра «Точка ПСИ» Марина Бетянова призналась, что она вообще не понимает словосочетание «авторская школа».
«Все авторские идеи, как в идеальном мире Платона, уже существуют. Главное – откликнуться на те ценности, которые уже есть, и на их основе создать свои. Образование – это очень большая человеческая идея. И у меня всегда возникает огромное удивление, когда я вижу, как некоторые школы этим не вдохновляются. А большая идея рождается, на мой взгляд, из отчаяния и глубокой проблемы», – отметила она в своем выступлении.
Совсем не в унисон с размышлениями предыдущих экспертов прозвучала реплика из зала директора Фонда содействия просвещению и образованию «Русский наследник» Анастасии Аверьяновой, которая видит большую идею в том, чтобы «вернуть русскую классическую школу в России по Ушинскому, как было до революции, вернуться к советской школе, вернуть труд в школу, специальную военную подготовку, научить детей владеть оружием».
«Я считаю надо перестать тратить бюджетные деньги на разработку новых идей, а взять и вернуться к старому», – заключила свое короткую речь Анастасия Аверьянова.
Непонятно только, как соединить в рамках одной школы две противоположности – дореволюционную и советскую системы, и какое отношение к военной подготовке имеет великий педагог и гуманист Константин Ушинский.
Дмитрий Фишбейн отреагировал на это выступление словами о том, что школа должна прежде всего исходить из интересов детей, «честно и актуально отвечая на их запросы».
В продолжении разговора об авторской школе не мог не возникнуть вопрос о том, может ли школа пережить своего создателя, ведь известно немало примеров, когда с уходом автора умирала и созданная им школа или просто начинала существовать по общепринятым правилам.
«В России объединение вокруг людей встречается чаще, объединение вокруг идей получается плохо. И в этом смысле, конечно, в реалиях авторские школы своих создателей не переживают. Лично мне хотелось бы, чтобы следующий директор той школы, в которой я работаю, продолжал бы начатое мною. Наверное, идея должна быть общей. Получится это или нет, я не знаю», – отметил Марк Сартан.
По мнению Дмитрия Фишбейна, директору стоит подавить в себе комплекс Атланта, который держит на своих плечах школьную веселенную, и передавать свой опыт не только педагогам руководимой им школы, но и другим, разделяющим его взгляды. Проработав в лицее Высшей школы экономики около 8 лет, Дмитрий Фишбейн вместе с коллегами написал книгу «Модель лицея», которая может послужить методическим пособием для тех, кто пожелает перенять этот опыт.
Действительно, мы знаем немало примеров, когда идеи Сухомлинского, Корчака, Макаренко нашли воплощение в их трудах и таким образом продолжили свою жизнь во многих педагогических практиках.
Алексей Голубицкий видит силу авторской школы в совместном творчестве учеников, педагогов, родителей и местного сообщества. Он рассказал, что в его школе каждый может прийти со своими предложениями, они будут обсуждаться и утверждаться общим голосованием.
«И в этом смысле получается распределенное лидерство, поэтому у нас школа не авторская, а соавторская, причем количество и состав этих соавторов может меняться, каждый вправе привнести то, что ему интересно. Устойчивость системы становится выше, когда много людей берут на себя ответственность», – констатировал Алексей Голубицкий.
Марина Бетянова считает, что идея умирает, если никто из последователей ею не вдохновился. Но даже если кто-то вдохновился и готов нести ее дальше, каждое поколение должно переупаковывать эту идею в соответствии с реалиями своего времени. Это относится к идеям Макаренко, Ушинского, Жан-Жака Руссо, всех великих педагогов.
Счастливая школа: туманный идеал или реальная практика?
В 2022 году ЮНЕСКО начала реализацию инициативы «Счастливые школы», концепция которой побуждает системы образования поставить счастье в центр процесса трансформации образования и признать его средством и целью качественного образования. «Счастливые школы» – это место, где ученики любят учиться, учителя любят преподавать, и все чувствуют себя счастливыми, продолжая учиться на протяжении всей своей жизни.
Реалистична ли эта концепция для нашей страны? Есть ли примеры таких школ в России? Как влияет счастье на показатели академической успешности? Такие вопросы обсуждали участники ММСО в рамках дискуссии на тему «Можно ли сделать школу ресурсом для счастья ее сообщества?»
В обсуждении приняли участие директора школ и специалисты, которые не просто поддержали ценности, провозглашенные ЮНЕСКО, но и приступили к их практическому выполнению.
Один из примеров – Международная гимназия инновационного центра «Сколково», которой руководит Оксана Демьяненко. По ее мнению, «счастливый человек может быть полезен обществу, потому что через внутреннюю состоятельность он становится тем ресурсом, который способен развивать и приносить что-то полезное окружающему миру, а чем больше комплексов и неудовлетворенности, тем несчастнее тот мир, который нас окружает.»
Счастливым человеком она считает того, кто обладает здоровьем, полноценно самореализуется, в том числе в творчестве, в науке. Гимназия сотрудничает с Театром «Практика» и участвует в проектах резидентов Сколково. Однако воспитание счастливого человека, по убеждению Оксаны Демьяненко, не означает создание оранжерейных условий, напротив, детей надо готовить к очень непростой жизни в этом турбулентном мире, формируя у них такие качества, как технологическая и социальная адаптивность, психологическая устойчивость. Для этого школа должна выстроить точки опоры, специальным образом продумывая учебные программы, дополнительные курсы, всю образовательную среду в школе, развивая ценностные установки, которые необходимы для продуктивной самореализации в настоящем и будущем.
Но не только в Москве озаботились идеей счастливых школ, есть подобные примеры и в Республике Саха (Якутия), где в Хангаласском улусе осуществлялся проект НИУ ВШЭ, цель которого состояла в повышении качества образования, связанного с функциональной грамотностью, конкретными образовательными результатами. И тогда учителя, директора школ, родители, принимавшие участие в проекте, на самом первом его этапе решили, что для них качество образования – это когда ребенок, учащийся, становится частью местного сообщества, когда он владеет национальными видами искусства, ремеслами, при этом осваивает мягкие навыки, столь необходимые современному человеку.
По мнению начальника управления образованием окружной администрации г. Якутска Марии Петровой, малокомплектные школы, расположенные в улусах республики, имеют преимущество даже по сравнению с высокорейтинговыми школами больших городов – в плане подготовки к реальной жизни.
Здесь проще организовать уклад, психологически комфортный для ребенка, создать общее настроение доброжелательности – от уборщицы до учителя.
«Наверное, ребенок приходит в школу не только за знаниями, но и как раз за этим вайбом (атмосферой). Я думаю, наша общая задача состоит в том, чтобы мы не давали ребенку потерять ощущение счастья, а в то же время и сами в себе культивировали в себе это ощущение», – отметила Мария Петрова. Она считает, что это внутреннее состояние во многом способна сформировать именно школа, восполняя тем самым неблагополучную ситуацию во многих семьях, через коммуникацию и интеграцию в местное сообщество, личностное развитие, воспитание активных граждан, а не пассивных потребителей.
Мария Петрова разделяет позицию Оксаны Демьяненко в том, что школа должна учить детей преодолевать трудности, в этом ключе может рассматриваться и пресловутая подготовка к ГИА, относиться к которой следует без драматизации. «Успешное преодоление испытаний тоже дает драйв и счастье от победы над собой», – убеждена Мария Петрова.
Сотрудник благотворительного фонда «Вклад в будущее» Дмитрий Сизарев рассказал о таких программах фонда, как «Развивающая среда» и «Мастерские роста», в которых директоров школ и педагогов учат развивать личностный потенциал человека и создавать уникальную школьную атмосферу, где уважают культуру выбора, умеют делиться оптимизмом и проявлять жизнестойкость.
Академический директор Universal Innovation School Дмитрий Нестеренко ведет телеграм-канал «Как учат у них», посвященный опыту зарубежных школ и трендам в зарубежном образовании. По его словам, одной из ведущих мировых тенденций как раз и стала идея счастья, человекоцентричности и в целом понимание того, что образование – это не только про академические результаты и достижения в других сферах, хотя их важность не отрицается. В качестве примера он привел школу Саммерхилл в Великобритании, которая делает ставку на равноправие учеников и учителей, на формирование сообществ и обучение взаимодействию в группах. Есть очень интересный кейс в Индии, где в школах Дели преподается предмет happiness curriculum (программа счастья). В Индонезии действует Green School, где уделяется внимание экологическому образованию, проблемам устойчивого развития, духовному соединению с природой. Опыт создания счастливых школ есть в разных точках мира на разных континентах, но, независимо от географического местоположения, их объединяют два общих подхода: с одной стороны, это история о том, чтобы ученики имели свой голос, чтобы их признавали равными, ценили, уважали, поддерживали, где нужно, с другой – работа с осознанностью, с практиками медитации, йоги, в соответствии с традициями каждой страны.
Специалисты Universal Innovation School разработали собственную модель школы, в центре которой – счастливый ученик. Путь к этой цели лежит через воспитание осознанности, самоопределения и развитие мягких навыков.
«Важно, чтобы набор этих инструментов помог выпускнику обустроить свою жизнь так, как хочется, – подчеркнул Дмитрий Нестеренко. – Мы не властны над тем, как он распорядится этим багажом, но мы способны научить тому, как им пользоваться. К сожалению, часто школьное образование работает над развитием только одной части нашей личности, которую мы предъявляем окружающему миру, связанной с карьерой, профессиональной реализацией, социализацией. Какие-то другие части, например, творческая, духовная, эмоциональная остаются неразвитыми. И, собственно, кризис среднего возраста возникает за счет гигантской диспропорции в развитии нашей личности, эти пробелы потом приходится добирать часто в ущерб карьере. Поэтому в школе мы должны уделять внимание всем способностям».
По словам эксперта Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Елены Овакемян, счастье как уровень психологического благополучия и школьного климата можно измерить. По данным исследований, эти факторы положительно влияют на академические результаты.
«На самом деле, в отличие от академических результатов, счастье, благополучие – это тот результат, который школа может показать не здесь и сейчас, а в гораздо более отложенной перспективе. Ведь те из нас, кто были счастливы в своей школе, наверное, и детей ведут в школу с ощущением доверия, безопасности, радости от того, что дети будут переживать действительно значимую часть своей жизни. Мы много говорим о том, что школа должна готовить к жизни. И мало задумываемся о том, что для детей это и есть жизнь, от которой будет зависеть их дальнейшая судьба и отношение к миру в дальнейшем», – подчеркнула Елена Овакемян.
В завершении дискуссии директор Центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий отметил, что разговор оказался более оптимистичным, чем он предполагал.
«То, что для всех важны и соблазнительны эти идеи, несомненно. Да, нам хочется быть счастливыми, нам хочется, чтобы наши школы были счастливыми, наши дети были счастливыми. Но есть всегда разрыв между идеями, концептами и реальной школьной практикой. Это характерно для многого того, что планировалось и делалось в российском и в мировом образовании. Но, как мне кажется, мы увидели в нашей дискуссии живые примеры реальной технологии, методики и яркое, точное, экспертное представление о том, что можно и нужно делать. И это залог того, что эти идеи могут быть реализованы».
В следующей статье мы расскажем о том, как в школах организуют инклюзивные пространства, комфортные для учащихся с разными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.