Тема неравенства стала одной из ключевых на нашем сайте. Недавно мы открыли специальную рубрику, посвященную этой проблеме.
Интерес читателей вызвала публикация научного руководителя НИУ ВШЭ Исака Фрумина, в которой он, в частности, высказал такой тезис: «Семья станет важнейшим ресурсом, но в то же время возникнет и существенная проблема: в формате удаленного обучения, когда ребенок самостоятельно взаимодействует с цифровым контентом, значительно возрастает роль домашних условий, роль семьи. Это означает, что дети, родители которых создают более удобные условия для использования цифровых ресурсов, а также более компетентно владеют информационными технологиями, получат дополнительные преимущества. И тогда нас ждут очень серьезные и болезненные открытия, связанные с новыми формами и механизмами неравенства. Если мы хотим сохранить или усилить равные возможности детей, нам следует оказывать специальную помощь семьям с меньшим социальным и культурным капиталом».
Мы попросили наших экспертов прокомментировать это мнение.
Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего» поселка Большое Исаково Калининградской области:
– Доступ к сети, к качественным гаджетам и вообще наличие хороших устройств в разных семьях совершенно разное. Первое, что мы сделали в период весеннего карантина в прошлом году – это раздали в семьи школьные ноутбуки, чтобы устранить разрыв в техническом оснащении. Но этого оказалось недостаточно, и у нас в регионе был реализован проект с участием студентов педвузов, которые выступили в роли тьюторов. Они помогали организовать качественное дистанционное обучение в многодетных семьях и в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, где родителям сложно сопровождать образовательную деятельность ребенка.
Такое сочетание технологической и педагогической помощи позволило вовлечь всех детей в процесс удаленного обучения.
Безусловно, риски неравенства есть, но очень важно сейчас проанализировать опыт школ, которые сумели минимизировать эти риски и во многом преодолеть возможные негативные последствия.