Экспертное мнение // Тема дня

Исак Фрумин: «Нас ждут очень серьезные и болезненные открытия, связанные с новыми формами и механизмами неравенства»


Исак Фрумин: «Нас ждут очень серьезные и болезненные открытия, связанные с новыми формами и механизмами неравенства»
Фото: vogazeta.ru

В своей статье научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин размышляет о последствиях дистанционного обучения во время пандемии, которое он называет «вынужденным удаленным обучением».

По мнению автора, период онлайн-занятий по-разному повлиял на разные социальные группы: на одних – почти незаметно, а на других – драматично.

Так, для молодых людей из хороших семей с большим культурным капиталом и опытом работы с лучшими гаджетами ситуация нечувствительна, никакой драмы нет.

Для другой части молодых людей это серьезная проблема. С таким подходом более или менее согласны исследователи во всем мире.

Другой вопрос, который поставила и обострила пандемия – это эффективность и последствия, позитивные и негативные, технологий удаленного обучения и цифры в качестве его инструмента.

Вместе с громкими голосами тех, кто выступает против удаленного обучения и использования цифровых технологий, мы видим немалое число родителей и детей, которые готовы остаться на дистанционном обучении.

По убеждению Исака Фрумина, одним из ключевых акторов в ситуации пандемии были семьи.

Изучение роли семьи в образовании детей – одно из ключевых направлений деятельности международной обсерватории, которую создали ученые НИУ ВШЭ вместе с Оксфордским, Пекинским, Бостонским университетами, Университетом Торонто и Миланским политехом.

В ходе исследований выяснилось, что в большинстве московских школ средний уровень образования родителей выше, чем уровень образования учителей.

«Это ситуация, которой еще 40 лет назад не было ни в одной стране. Семья станет важнейшим ресурсом, но в то же время возникнет и существенная проблема: в формате удаленного обучения, когда ребенок самостоятельно взаимодействует с цифровым контентом, значительно возрастает роль домашних условий, роль семьи. Это означает, что дети, родители которых создают более удобные условия для использования цифровых ресурсов, а также более компетентно владеют информационными технологиями, получат дополнительные преимущества.. И тогда нас ждут очень серьезные и болезненные открытия, связанные с новыми формами и механизмами неравенства. Если мы хотим сохранить или усилить равные возможности детей,. нам следует оказывать специальную помощь семьям с меньшим социальным и культурным капиталом», – предостерегает Исак Фрумин.

Среди вопросов, которые поставил период пандемии, есть и вопрос о роли вертикали власти в таких ситуациях. С точки зрения неравенства децентрализация может иметь большие риски. Например, в США система школьного образования сверхдецентрализована, финансирование школ там очень сильно зависит от муниципальных налогов, что приводит к глубокой дифференциации школ. В то же время российский опыт показал, что в ситуациях, требующих оперативного действия, как это было в период пандемии, самостоятельность, решительность руководителей регионов и школ и их открытость во взаимодействии с локальным сообществом точно были факторами успеха.

Но, как считает Исак Фрумин, это не означает, что школам надо давать бесконечную автономию. Необходима разумная централизация, которая должна быть ограничена прежде всего требованиями к результатам работы руководителя.

«Почти всегда, когда я вижу успешные локальные практики – это примеры не правильной реализации руководящих указаний, а примеры развития креативных местных идей. Подчеркну: над ясным нормативным ответом на этот вопрос стоило бы еще подумать», – заключает автор статьи.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube