В предыдущих статьях мы уже с разных сторон рассмотрели тему неравенства. Обсудили различие территорий, городской и сельской местности, школ с разным контингентом и другие вопросы. Немного меньше внимания было уделено рассмотрению возможных механизмов формирования неравенства и способов его преодоления. В этой статье мы подробнее рассмотрим, что такое социальный капитал, как его формировать и как он может помочь учащимся, оказавшимся в уязвимом положении с точки зрения образовательного неравенства.
Ранее мы показали, что дети в школах, где преобладают учащиеся из семей с низким социально-экономическим положением, при прочих равных условиях демонстрируют академические доcтижения ниже, чем если бы они учились в школах с более благоприятным контингентом. Кроме того, обучение в школе с тем или иным контингентом сильно связано с поступлением в высшие учебные заведения. Из школ с высокой социально-экономической композицией учащиеся чаще поступают в вузы и получают высшее образование. Почему это происходит? По каким причинам окружение учащегося может иметь такое значение независимо от его уровня способностей и как можно компенсировать негативные эффекты неблагоприятного контингента?
Факторы неуспеха
Начнем с причин. Исследователи выделяют несколько групп факторов, которые могут объяснить влияние социального окружения на успехи школьника.
Первая из них – это школьные практики, организационные структуры, содержание учебного плана, школьные ресурсы и так далее. Другими словами, всё, что связано с характеристиками школ и образовательного процесса. В данной ситуации речь идет о том, что влияние окружения на результаты может быть опосредовано тем, как организован учебный процесс в школах с разным составом учащихся. Поскольку школа так или иначе адаптируется к характеристикам учащихся, в учебных заведениях с неблагоприятным контингентом могут возникать факторы, препятствующие росту академических достижений учащихся – например, материальная база школы. Учащиеся из семей с высоким социально-экономическим положением чаще обучаются в школах с большим количеством образовательных и технических ресурсов, с развитой инфраструктурой и хорошим зданием. Доступ к подобным ресурсам в свою очередь обеспечивает рост результатов. Но стоит отметить, что значительную роль играют и нематериальные аспекты. Например, более сложный учебный план и количество домашних заданий в школах, где обучаются дети с высоким СЭС (социально-экономическим статусом).
Поскольку на старте обучения школьники из благополучных семей демонстрируют обычно высокие достижения и академические притязания, в школах именно с таким контингентом в среднем выше требования к учащимся и больше возможностей для изучения продвинутого или углубленного материала по разным предметам.
Вторая группа факторов связана с характеристиками и поведением учителей. Далеко не секрет, что чаще всего высококвалифицированные педагогические кадры встречаются в школах с высокой социально-экономической композицией. Это школы, которые имеют больше возможностей, чтобы привлекать к работе лучших профессионалов. Школы с неблагоприятным контингентом чаще сталкиваются с нехваткой кадров, низкой квалификацией преподавателей и выгоранием работников. Все это не может не сказываться на психологическом комфорте и результатах учащихся. Помимо этого известно, что учительские ожидания относительно возможностей учащихся могут в значительной степени формировать академические достижения. При этом подтверждается, что независимо от уровня способностей учителя склонны ожидать большего от учащихся с высоким социально-экономическим положением. Это сказывается и на дальнейшей стратегии обучения школьника, и на бессознательном распределении усилий и времени между учащимися. С учетом данного факта можно сказать, что учащиеся школ, где преобладает контингент из семей с высоким СЭС, снова оказываются в наиболее выгодном положении с точки зрения формирования академических достижений.
Наконец, третьим фактором – и одним из наиболее важных – является эффект окружения, или так называемый peer-effect.
Попадая в определенную среду одноклассников, с которыми школьник проводит значительную часть времени, в той или иной степени он начинает принимать общие ценности, практики и нормы, распространенные в данной среде.
Очевидно, что среда школ с высокой и низкой социальной композицией может в значительной степени различаться. Одним из наиболее ярких различий являются, например, академические притязания одноклассников. В школах с высокой социально-экономической композицией подавляющее большинство учащихся выбирают академическую образовательную траекторию: они продолжают обучение в 10-м классе после завершения среднего образования и поступают в вузы после 11-го класса. Соответственно, оказываясь в среде, где академическая траектория является чем-то само собой разумеющимся, школьник с большей вероятностью сформирует аналогичные академические притязания.
Нельзя не отметить, что обучение в школе является для индивида важным периодом формирования его социального капитала – социальных связей с другими, которые могут быть использованы и позднее. Например, известная концепция о «силе слабых связей» подчеркивает, наcколько важными в карьерном продвижении могут стать количество знакомых и их характеристики. Поэтому формирование социальных взаимосвязей с одноклассниками преимущественно из семей с высоким социально-экономическим положением может оказаться значительно более полезным, чем с учащимися низкого статуса (исключительно с точки зрения теории социального капитала). Таким образом, часть образовательных результатов учащихся и их дальнейшего успеха во многом формируется в зависимости от того, с кем в один класс попадает ребенок.
В поисках своего наставника, или Почему важны социальные связи
Что же делать, если в школе возможности для формирования индивидуального социального капитала учащегося невелики? В не так давно вышедшей книге «Who You Know: Unlocking Innovations that Expand Students’ Networks» («С кем вы знакомы: открытие инноваций, расширяющих социальные сети учащихся») Джулия и Даниэль Фишер исследуют современные инновационные методы, которые школы используют и могут использовать для расширения и повышения качества социальных сетей учащихся. Именно развитие социального капитала учащегося предлагается в качестве метода борьбы с образовательным неравенством, что особенно актуально в случае школ с низкой социально-экономической композицией.
Авторы отмечают, что на данный момент образовательная система сильно недооценивает важность связей учащегося с наставниками, поддерживающими взрослыми, отраслевыми экспертами и разными группами сверстников. Из-за этого доступ к выгодным связям распределяется по чистой случайности.
Особую роль в решении данной проблемы играют современные информационные технологии, разрушающие привязанность школы и самих учащихся к физическому пространству и времени. Теперь, когда для установления новых контактов можно использовать цифровые средства коммуникации, возможности формирования социального капитала оказываются фактически безграничными. Программы онлайн-коучинга, наставничества, репетиторства и онлайн-консультаций предлагаются в качестве ключевых средств развития значимых для построения карьеры учащегося взаимосвязей даже при отсутствии подходящих экспертов в школе или регионе. Именно современные технологии могут значительно расширить доступ молодых людей к новым взрослым и сверстникам.
Но важно обеспечить цифровую поддержку и разработку специализированных программ для таких целей. Поскольку ключевую роль играет поиск именно новых полезных контактов, ежедневно используемые приложения социальных сетей (Vkontakte, Facebook и другие) скорее всего окажутся недостаточно эффективными. Ведь с большей частью виртуальных друзей учащиеся контактируют и в реальной жизни на постоянной основе. Авторы приводят пример использования приложения iMentor – специализированной платформы, подбирающей ученикам наставников из соответствующих профессий и отраслей. В рамках такой поддержки наставник может не только и не столько помочь повысить необходимые предметные знания, но и поработать над подготовкой резюме, подобрать подходящий вуз и стажировки или летние программы для дополнительной подготовки.
В России существуют аналоги таких платформ, доступные не только для школьников, но и для всех желающих поработать с наставником из той или иной профессии. Помимо платформ, для повышения социального капитала могут быть задействованы и уже освоенные средства коммуникации – Zoom, Skype и другие. Даже если речь идет не об интенсивном наставничестве, а о коротком знакомстве с профессионалами, учеными и экспертами в рамках урока, такая деятельность может быть полезна ученику для расширения своих интересов и возможностей.
В общем и целом, технические возможности для развития такого направления деятельности в российских школах есть. Однако важность развития индивидуального социального капитала, а не школьного, вряд ли окажется в приоритете. Тем более что для перегруженных задачами школ подобная деятельность будет видеться обременительной обязанностью. Пока данная тема не попадет в политическую повестку, вряд ли возможны какие-либо системные решения. Тем не менее инициативные школы уже сейчас работают над этим направлением, например развивая систему наставничества. И, хотя главной целью наставничества для школ является скорее повышение академических результатов, такие практики оказывают положительное влияние и на социальный капитал учащегося.
Юлия Керша,
младший научный сотрудник Центра общего
и дополнительного образования имени А.А. Пинского