Если что-то в обществе не нравится, то нужно не ворчать, возмущаться или митинговать, а грамотно и спокойно добиваться улучшений. Гражданская позиция формируется уже в подростковом возрасте, убежден директор Школы будущего Алексей Голубицкий. Об этом он рассказывает в очередной главе своей книги «Живая школа».
Двое друзей пьют вместе чай и делятся последними новостями. Один из них работает директором зоопарка и сетует:
– Совсем нечем кормить слона. Раньше работающие рядом с зоопарком торговцы фруктами отдавали нам неликвид, а теперь научились давить сок из подпорченных яблок и перестали подкармливать нашего любимого слона.
– Ты плохой директор, – небрежно и с дружеской усмешкой бросил второй друг.
– Это я плохой директор?!– взвился первый. – Да я порой ночую в зоопарке, тигру руку готов отдать, лишь бы звери были счастливы!
– Ты плохой управленец, – продолжал повторять друг. – Вот сам посуди. Яблоки нужны слону? Торговцы отказывают тебе? А ты отвяжи слона, пусть они ему откажут.
Таких примеров, когда ребятам приходилось проявлять настойчивость и упорство для достижения своих целей, в нашей школе накопилось немало. Первый случай произошел в 2012 году.
Открылась дверь в кабинете директора, и решительно вошли три пятиклассника, закатывая четвертого на коляске.
– Здравствуйте! У нас серьезное дело! – звонко выпалила Нина, зеленые глаза на веснушчатом посмотрели с вызовом.
– Мы очень рады, что в школе так много сделано для детей, которые не могут перемещаться на своих ногах: подъёмник в бассейн и на сцену в актовом зале, – продолжил Миша, занимающийся политически правильным видом единоборства.
– Но почему за пределами школьной территории ничего такого не наблюдается? – Степа, поправив очки, авторитетно подвел итог праведному гневу одноклассников.
– Директор школы решает вопросы только в пределах забора пришкольной территории, я поддерживаю вас. Но нам нужно добиваться правды там, где могут принять решение. Только к встрече нужно готовиться, собрать информацию.
Месяц мы исследовали поселок, все объекты и составили карту доступности. Я договорился с о встрече.
– А чего хотят эти дети? – глава поселения был несколько взволнован.
– Хотят рассказать что-то очень для них важное, – попробовал я успокоить чиновника.
Трое на пороге были вежливы (это мы отработали отдельно), но непоколебимы. Мне они напомнили героев из советского фильма «Неуловимые мстители».
– Что вы хотели, ребята? Проходите, за чашкой чая обсудим, – смущенно улыбнулся глава поселения.
– Мы к Вам попали в кабинет, а наш друг остался на улице. Он передвигается на коляске и не может подняться по ступенькам администрации. Мы подготовили предложения и принесли карту, здесь зеленым обозначены легко доступные дорожки и здания, желтым – труднодоступные, а красным совсем недоступные.
– Мы были бы Вам очень благодарны, чтобы наш друг смог бы не только по школе перемещаться, но и везде по поселку, – обезоруживающе улыбнулась Нина.
Через два года мы опять пили чай в администрации, но уже все вместе, включая ребят на коляске, и глава поселения благодарил ребят за их идеи и вклад в развитие поселка, который стал одним из самых безбарьерных в регионе.
Приведу ещё одну историю из другой моей книги «Дети, меняющие мир».
Влад увлеченно занимался геологией. Обошел все леса, где встречались валуны, которые десятки тысяч лет назад принес к нам ледник, оторвав их от Скандинавских гор. Каждый валун он измерил и описал, успешно выступил на нескольких конференциях со своей работой. Однажды он пришел ко мне очень взволнованный.
– Посмотрите на фото – это самый большой камень Калининградской области. От него откалывают куски для хозяйственных нужд. Скоро он уже не будет самым большим камнем. Вот в соседней Литве самый большой камень страны охраняется государством, туда водят туристов. Скажите губернатору, чтобы он его охранял! – безапелляционно заявил юный геолог.
– Понимаешь, Влад – начал я, тщательно подбирая слова, – если я буду часто писать губернатору и ставить перед ним задачи, то школой в итоге будет руководить другой человек. И так я часто выхожу с инициативами, но на этот раз это же твоя идея. Вот ты и напиши ему сам.
– Я?! Так я школьник! Кто меня послушает? – удивился Влад.
– А ты попробуй, напиши! Ты же гражданин России? Вот и паспорт у тебя есть, значит, имеешь право, – обнадежил я школьника.
И он написал, подтвердив аргументами со всеми научными данными. Прошел месяц, но ему никто не ответил
– Вот видите, я так и знал, – с обидой сказал ученик.
– А ты еще раз попробуй, важно проявлять настойчивость в достижении своих целей
И он написал еще раз в стиле великого поэта «Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать?» Кому-то, видимо, сильно досталось, что не отреагировали на предложение школьника. Тут же приехала целая комиссия, взяли мальчика, его исследовательскую работу и увезли в лес. Мальчика вернули, работу – нет. Она легла в основу экологической экспертизы и через год в Калининградской области появилась новая природоохранная территория – геологический памятник регионального значения. Появилась надпись-указатель, самый большой камень региона внесли в путеводители, стали водить туристов. Вот так ученик своей идеей и настойчивостью изменил мир!
Особенно подчеркну, что речь идет не о манипуляции, не об использовании других для решения своих задач, а именно о помощи в достижении их собственных целей.
Это уникальный гражданский опыт: если что-то в обществе не нравится, то нужно не ворчать, возмущаться или митинговать, а грамотно и спокойно добиваться улучшений. Если слон идет на водопой, то не нужно стоять на его пути.