Тема неравенства стала одной из ключевых на нашем сайте. Недавно мы открыли специальную рубрику, посвященную этой проблеме.
Интерес читателей вызвала публикация научного руководителя НИУ ВШЭ Исака Фрумина, в которой он, в частности, высказал такой тезис: «Семья станет важнейшим ресурсом, но в то же время возникнет и существенная проблема: в формате удаленного обучения, когда ребенок самостоятельно взаимодействует с цифровым контентом, значительно возрастает роль домашних условий, роль семьи. Это означает, что дети, родители которых создают более удобные условия для использования цифровых ресурсов, а также более компетентно владеют информационными технологиями, получат дополнительные преимущества. И тогда нас ждут очень серьезные и болезненные открытия, связанные с новыми формами и механизмами неравенства. Если мы хотим сохранить или усилить равные возможности детей, нам следует оказывать специальную помощь семьям с меньшим социальным и культурным капиталом».
Мы попросили наших экспертов прокомментировать это мнение.
Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС:
– Феноменом весеннего дистанта стал значительный рост участия родителей в образовании их детей.
Согласно результатам мониторинга эффективности школы, почти 60% мам и пап регулярно занимаются с детьми домашними заданиями. При этом значительная часть родителей стали в пандемию фактически помощниками учителей на полный рабочий день. Но остаются 40% родителей, которые не помогают своим детям учиться.
В когорте школьников, которым родители не помогают в выполнении ежедневных заданий, можно выделить по крайней мере три категории.
Это, во-первых, дети, которые до пандемии сами справлялись со своими школьными заданиями. Ко второй категории относятся ребята, которым родители нанимали репетиторов, и те решали с ними их школьные проблемы. При этом и родители также иногда им помогали. Третья категория – это ученики, которым родители не могут или не хотят помогать в выполнении домашних и тем более классных работ, а средств на репетиторов у них нет по определению.
Эти дети попали в очень тяжелое положение, потому что при переходе на дистант они вообще выпадали из процесса обучения. Как правило, и компьютеров в таких семьях нет. И на проблемы этих детей необходимо обратить внимание в первую очередь. К сожалению, у нас сейчас практически очень мало ресурсов на их решение, потому что учителя и так перегружены, и многие из них уходят из школы; родители, которые раньше не занимались детьми, вряд ли станут это делать – у них нет для этого, как правило, ни желания, ни компетенций. И рычагов влияния на них у нас тоже нет.
Выход видится в создании волонтерских бригад из числа студентов педвузов, но для того чтобы они «достучались» до нуждающихся в их помощи, предварительно необходимо обеспечить их техническими средствами.
То есть задача двоякая, сложная, но, как выясняется, вполне решаемая.