Тема неравенства стала одной из ключевых на нашем сайте. Недавно мы открыли специальную рубрику, посвященную этой проблеме.
Интерес читателей вызвала публикация научного руководителя НИУ ВШЭ Исака Фрумина, в которой он, в частности, высказал такой тезис: «Семья станет важнейшим ресурсом, но в то же время возникнет и существенная проблема: в формате удаленного обучения, когда ребенок самостоятельно взаимодействует с цифровым контентом, значительно возрастает роль домашних условий, роль семьи. Это означает, что дети, родители которых создают более удобные условия для использования цифровых ресурсов, а также более компетентно владеют информационными технологиями, получат дополнительные преимущества. И тогда нас ждут очень серьезные и болезненные открытия, связанные с новыми формами и механизмами неравенства. Если мы хотим сохранить или усилить равные возможности детей, нам следует оказывать специальную помощь семьям с меньшим социальным и культурным капиталом».
Мы попросили наших экспертов прокомментировать это мнение.
Тамара Эйдельман, Заслуженный учитель России, заведующая кафедрой истории в гимназии № 1567:
– Неравенство в образовании существовало и до пандемии. Всегда были родители, которые помогали детям в учебе, нанимали репетиторов, записывали в кружки, вели в музей, в театр, а есть семьи, где этого нет.
Просто в условиях удаленного обучения эти различия проявились с новой силой.
Как преодолеть неравенство? Для этого должны быть программы помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.
К сожалению, на практике мы видим очень мало таких примеров.
На одном полюсе есть элитные школы, куда все стремятся попасть, на другом – классы коррекции, а в середине – обычные массовые школы с большими классами (как это диктует принцип нормативно-подушевого финансирования), где учителю сложно, а порой и невозможно вести индивидуальную работу с детьми.
Причем в рейтингах школ прежде всего учитывается число олимпиадников и высокий средний балл ЕГЭ.
Но я считаю, что учительница, которая вытянула двоечника на «тройку», заслуживает куда большей награды и уважения, чем педагог, подготовивший олимпиадника.
Как правило, подготовка к олимпиадам – это или осознанное натаскивание, или незначительная помощь одаренному и мотивированному ребенку, который нуждается только в небольшой консультации.
Надо поддерживать именно тех педагогов, которые помогают самым уязвимым группам учащихся, им следует назначать большие стимулирующие выплаты, на их результатах должны строиться рейтинги.