Отвечает юрист // Колонка

Имеет ли будущее профессия учителя-предметника?


Имеет ли будущее профессия учителя-предметника?
Фото: Twitter

Термин «Учитель-предметник» используется для обозначения педагогических работников, занятых в образовательной деятельности по преподаванию отдельных предметов.

Этот термин не является легальным. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», равно как и в квалификационных справочниках и в других нормативных правовых актах, термин «учитель-предметник» отсутствует.

Тем не менее в силу удобства его употребления постепенно импринтируется в сферу государственного управления. Так, Министерство просвещения, а также региональные органы управления образованием стали активно использовать понятие «учитель-предметник» в письмах, разъяснениях, рекомендациях, количество которых многократно возросло в период эпидемии. Эти документы не проходят правотворческую процедуру и не предполагают свойственную нормативным правовым актам общеобязательность.

Такого рода «квазиправо» позволяет более легко оперировать терминами, которые, с одной стороны, не легализованы в законодательстве, но удобны с точки зрения обычного употребления.

Так, Минпросвещения России в письме от 16.11.2020 № ГД-2072/03 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Практическими рекомендациями (советами) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий») закрепляет позицию, которая обозначается как «чек-лист учителя-предметника». В данном «чек-листе» перечислены направления деятельности учителя в условиях применения дистанционных образовательных технологий.

Статус учителя-предметника проистекает также из содержания ФГОСов.

Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, предусматривает разделение содержания образовательной программы на учебные предметы – единицы (компоненты) содержания образования, отражающие предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки.

В соответствии с таким подходом Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, предъявляет требования к учителю, который, в частности, должен «осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета», «разрабатывать рабочую программу по предмету», «осуществлять связь обучения по предмету с практикой», «оценивать эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету».

А к учителю предъявляются требования «знания методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету».

Эпидемия подстегнула очень многие процессы, которые ранее развивались в достаточно ограниченном объеме. Так, в частности, актуальной является адаптация новых форм педагогической деятельности, перспективы которых связаны с цифровизацией. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, утвержденные Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн[1], предусматривает в разделе 6 варианты кадрового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме.

К числу вариантов относится так называемый «формат сетевого взаимодействия», при котором занятия по учебному предмету предметной области осуществляет опытный педагог-предметник, который сопровождается тьютором, например, наставником детского технопарка «Кванториум». Другой вариант – «формат привлечения специалиста», когда организация привлекает к сотрудничеству на договорной основе специалистов организаций-партнеров.

Таким образом, учитель-предметник как носитель определенных знаний по предмету может подключаться к образовательному процессу в рамках формата сетевого взаимодействия.

При этом учитель-предметник не обязательно должен состоять в трудовых отношениях с конкретной школой – он может работать в другой школе, но участвовать в образовательном процессе в соответствующей образовательной организации за счет современных средств коммуникации.

А значит, на первое место в деятельности образовательной организации выходит функция обеспечения коммуникаций в образовательных отношениях, в том числе в формате применения дистанционных образовательных технологий.

Важно отметить широкое вторжение цифровых образовательных платформ и образовательных сервисов в образовательные отношения. Термин «образовательные сервисы» определяется в Положении о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утвержденного постановлением правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 как цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках реализации цифровой образовательной среды.

Термин «образовательные платформы» определяется в Положении о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда», утвержденном постановлением правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 как информационные площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых образовательными организациями размещаются онлайн-курсы, освоение которых осуществляется обучающимися путем использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Исходя из изложенного следует, что образовательные платформы и образовательные сервисы могут выступать носителями контента в образовательных отношениях, то есть по сути выполнять функции учителя-предметника.

В связи с этим традиционная позиция образовательной организации все больше смещается в сферу обеспечения коммуникаций, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Под эту задачу должна выстраиваться кадровая политика школы. Также в этом направлении необходимо изменение квалификационных требований к педагогическим работникам.

Вероятная модель образовательных отношений в будущем выглядит так: ученик, подключенный к цифровой образовательной платформе, взаимодействует с тьютором, который, в свою очередь, обеспечивает взаимодействие с контентом и с поставщиками знаний, умений и навыков и содействует в отборе и подключении. Одним из поставщиков такого контента может быть высококвалифицированный учитель-предметник, работающий с несколькими школами одновременно.

Такая модель не посягает на традиционную дифференциацию отраслей научного знания, а изменяет способ преподавания соответствующих учебных предметов в школе.

Этот вариант соответствует современным тенденциям трансформации образовательных отношений под влиянием внедрения современных технологий – нейроинтерфейсов, умных помощников (чат-ботов), онлайн-курсов, социальных сетей и других.

Следует также указать на отмеченную тенденцию в сфере бизнеса, связанную с тотальной трансформацией продуктов и товаров в сервисы, услуги и процессы, распространение тренда на совместное пользование (sharingeconomy) и совместное производство, сдвиг от вертикальной организационной структуры к горизонтальной, от централизованных авторитетов – к глобальным сетям. Такого рода тенденция приводит к тому, что мир постепенно движется в сторону рынка, на котором названий профессий не будет вообще. Будут команды и люди, закрывающие определенные задачи и/или имеющие набор компетенций в соответствии с их потенциалом (Кириллова Катерина, «Гибридные» профессии vs. «чистые»: почему профессии будущего не будут иметь названий).

Тенденция, связанная с размыванием профессиональных границ, постепенно захватывает сферу образования. На уровне образовательных организаций все острее ощущается проблема, связанная с разграничением сфер деятельности между различными педагогическими и административными работниками. Например, достаточно известна проблема разграничения компетенций между заместителями директора образовательной организации.

Все вышесказанное уже сейчас предполагает необходимость соответствующих нормативных и управленческих решений.


[1] Официальные документы в образовании. 2019. Декабрь. № 34. (прил. 2-4).


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube