Качество образования // Статья

Негосударственное школьное образование в России: значение и перспективы


Негосударственное школьное образование в России: значение и перспективы
Фото: el.gr

В связи с юбилеем одной из старейших в России негосударственных общеобразовательных организаций – петербургской школы «Унисон» хотелось бы сказать несколько слов о перспективах негосударственного школьного образования в России.

Очевидно, что к настоящему времени негосударственные образовательные организации, реализующие программы общего образования (далее – негосударственные школы) заняли свое особое место в системе российского образования.

Старт созданию негосударственных школ в России был дан в 1992 году, с момента вступления в силу Закона РФ «Об образовании». С этого времени инициативные педагоги и неформализованные группы педагогических работников приобрели возможность создавать негосударственные образовательные организации.

В рамках советской образовательной системы эти педагоги как правило не имели легальных возможностей для реализации своих профессиональных амбиций. Это обстоятельство превращало их в явных и неявных критиков системы и зачастую вынуждало реализовывать свои идеи фактически в полуподпольных вариантах.

Предоставленная возможность создания негосударственных образовательных организаций породила гибридную с точки зрения отношений собственности систему, в рамках которой государственные, муниципальные и негосударственные школы взаимно дополняли друг друга.

Важно отметить, что пресловутое разгосударствление в сфере промышленности, сельского хозяйства, финансов в 90-е годы прошлого века привело к полному правовому и экономическому хаосу приватизации. Выжившие при этом участники могли убедиться, что эффективность какой-либо деятельности не предопределяется самой по себе сменой формы собственности, а зависит от сочетания множества факторов. Некоторые заплатили абсолютно непомерную цену за приобретение такого рода знания. Часть причастных к процессу приватизации навечно осталась в 90-х годах, погибнув от рук бандитов или наемных убийц.

Для сферы образования аналогичные процессы были в целом не характерны, благодаря в том числе установлению в Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» фактически блокирующей процедуры для приватизации государственных и муниципальных образовательных учреждений. В 1996 году в Закон РФ «Об образовании» был включен уже полный запрет на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений и закрепленного за ними имущества.

Таким образом сфера образования продемонстрировала пример в целом адекватного сочетания государственного и муниципального сектора и сектора негосударственного образования. Государственный и муниципальный сектор как мог обеспечивал конституционные гарантии на получение бесплатного и доступного школьного и иного образования, негосударственный сектор предлагал родителям, обладающим финансовыми возможностями предоставить детям доступ к обучению в негосударственной школе.

Вряд ли можно назвать это взаимодействие идеальным и гармоничным, однако оно не порождало объективного, глубокого экономического противоречия. Конфликты между секторами, основанными на разных формах собственности в сфере образования, если и были, то не без такого драматического значения.

Более того, у негосударственных с одной стороны и государственных и муниципальных школ с другой стороны практически не было конкуренции за ресурсы. Это выгодно отличало частные школы от сферы высшего образования. Однако даже в этой сфере очевидная конкуренция за ценный ресурс – обучающихся, готовых платить за обучение, в конечном итоге приняла вид соревнования взаимодополняющих друг друга участников, ориентированных на разные категории потребителей.

В настоящее время высококвалифицированные педагоги могут уходить в частные школы, ослабляя таким образом кадровый потенциал государственных и муниципальных школ, но в конечном итоге это должно мотивировать на создание более или менее приличных условий для таких педагогов. В данном случае конкуренция должна приносить скорее благо, чем проблемы.

На этом основании возможно сделать вывод о том, что создание условий для развития негосударственного образования представляет собой один из немногих в целом положительных итогов реформ сферы образования 90-х годов.

Необходимо отметить, что частный статус негосударственных школ имеет весьма относительные свойства.

Негосударственная школа имеет лицензию на образовательную деятельность, государственную аккредитацию, выступает объектом контроля со стороны государственных органов. Негосударственные школы в этом смысле – неотъемлемая часть системы образования.

Вместе с тем в негосударственной школе отсутствует такое свойство государственных и муниципальных школ, как оперативное управление со стороны органов власти. На этом фоне большое значение приобретает самостоятельность и независимость руководителя негосударственной школы в том числе в части возможности самостоятельного распоряжения имуществом и финансовыми средствами.

Эти обстоятельства сами по себе не гарантируют высокое качество образования в негосударственных школах. В целом отсутствуют какие-либо основания для утверждения о том, что в негосударственной школе качество образования заведомо выше, чем в государственной или муниципальной.

Тем не менее, при адекватном использовании такого рода свойств менеджмент и педагоги негосударственной школы могут сформировать очень качественные образовательные программы.

Негосударственные школы в той или иной степени должны ориентироваться на заказчика – родителей обучающихся. Выстраивание коммуникаций с таким заказчиком – сложная задача, предполагающая необходимость разрешения противоречий между индивидуальным характером подкрепленного деньгами запроса и ограниченностью возможностей его удовлетворения в рамках стандартизированного предложения. Родитель, покупающий платные образовательные услуги вправе рассчитывать на максимально возможный учет индивидуальных особенностей своего ребенка, однако даже негосударственная школа не может обеспечить этот учет в полной мере. Федеральный государственный стандарт предполагает одинаковые требования ко всем школам в том числе в части результатов реализации образовательных программ.

Однако для обеспечения притока обучающихся менеджмент негосударственной школы вынужден создавать привлекательный образ школы, формировать более адаптивную и гибкую систему управления, находить какие-то решения, увеличивающие спрос.

Пресловутая ориентация на потребителя в сочетании с меньшей степенью бюрократизации управления в данном случае играют положительную роль.

В связи с этим полагаем, что в настоящее время важнейшая социальная функция негосударственной школы – выступать площадкой для опережающего внедрения инноваций в сфере образовательных и связанных с ними отношений.

Негосударственные школы могут выступать в роли экспериментаторов, которые проверяют применимость тех или иных новаций в сфере образования в целом. Если эти новации адаптируются на базе негосударственных школ, то их возможно вводить в рамках всей системы. Таким образом негосударственные школы объективно могут выйти в лидеры в части инновационной деятельности в сфере образования в России.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube