Протест молодеет, школота участвует в уличных акциях, июльские события 2019 года показали, что число политизированных очень молодых людей достаточно велико.
Поэтому я с тревогой ждал комментариев официальных лиц от образования о процессе политизации школьников и вовлечения их в акции и движения протеста.
Потому что административные комментарии неизбежно влекут за собой административные действия. Например, министр не может просто так констатировать, что число протестующих школьников растет. Во-первых, это означает, что система школьного образования бессильна перед этим, а это в свою очередь равносильно признанию в профнепригодности. Но не это самое страшное. Самое страшное, что такая констатация немедленно повлечет за собой действия силовых ведомств по нейтрализации угроз.
Это как с уличными акциями в конце июля: силовикам не дали указание, как действовать по отношению к подросткам, они и действовали как умели – хватали и везли в отделение.
Но это была спонтанная реакция. А если развернется системная борьба со школьными якобинцами и возникнет план и отчетность по выявленным очагам подросткового сопротивления – усердие коллег может привести и к показательным процессам, и к суровым наказаниям за подростковый авантюризм.
…В начальной школе, в середине 60-х, я учился по учебнику Ирэн Аргинской, замечательного ученого-методиста системы Занкова. Папа, директор небольшой сельской школы в Днепропетровской области, каким-то образом сделал наши классы экспериментальными по развивающему обучению, и Ирэн Ильинична даже приезжала однажды из Москвы к нам в село, чтобы проанализировать, как идет эксперимент. Жила она у нас дома, и вечерами взрослые долго разговаривали о педагогике, психологии, математике… А когда я уже стал подростком, родители рассказали мне о трагической судьбе Ирэн Ильиничны. Оказалось, что школьницей Ирэн вместе с товарищами-подростками создали кружок по изучению марксизма-ленинизма. Ирэн арестовали 18 января 1951 г., осудили по 58-й статье на 25 лет исправительно-трудовых лагерей, плюс 5 лет поражения в правах. В 1956 г. Ирэн Аргинскую амнистировали, а 18 июля 1989 г. она была реабилитирована Пленумом Верховного суда СССР. После ареста десятиклассница Ирэн провела год в одиночной камере, а потом 6 лет в лагерях Тайшета.
…И когда заходит речь о школьниках-протестантах, я думаю о десятикласснице Ирэн Аргинской и тысячах, если не десятках тысяч подростков, чьи судьбы искалечил энтузиазм сталинских следователей.
Поэтому я считаю, что ответ министра просвещения О. Васильевой на вопрос РБК о политизации школьников очень правильный:
«Я допускаю, что есть место протесту подростковому, который есть всегда. И иногда им пользуются взрослые люди. <...> О какой политизации можно говорить?»
Не нужно преувеличивать масштабы протестных настроений подростков, министр права – в первую очередь это связано с природой становления личности, спецификой подростковой психики, стремлением выйти за границы установленных взрослыми норм. Конечно, при желании найти политическую подоплеку можно в любом действии, а уж соблазнить школьника-подростка величием, приписав социальной пробе масштаб антигосударственного заговора, или запугать до полусмерти и заставить признать вину – дело подлое, но нехитрое.
И министр прекрасно понимает, как работает эта машина – часто в режиме показательного наказания.
Поэтому Ольга Юрьевна поступила мудро и гуманно, как влиятельный в силовых кругах чиновник, она подала сигнал – спокойно, мы сами разберемся, никаких дополнительных мероприятий не требуется. Можно спорить с обоснованием заявления – ну уж как умела, так и обосновала, на мой взгляд, это уже вторично.
Но это очень ответственный и сильный поступок.
…Есть вопросы, по которым я не согласен с действующим министром, веду публичную дискуссию. Но я очень стараюсь отметить и оценить любое позитивное, с моей точки зрения, действие или высказывание главы ведомства. Особенно если это касается защиты детей.