Мы уже писали о том, что в настоящее время идет активная работа над проектом Стратегии развития образования, которую планируется представить в марте 2025 года. В документе, к созданию которого привлечены педагоги, ректоры, представители бизнеса, студенты, депутаты – всего около 500 экспертов – будут определены векторы развития образования до 2036 года с прицелом на 2040-й. Одним из вопросов, который планируется вынести на широкое общественное обсуждение, станет репетиторство. Министр просвещения Сергей Кравцов назвал эту проблему в числе «болевых точек внимания» наряду с повышением качества преподавания и доступности образования, внедрением инновационных технологий и повышением квалификации педагогов. Предлагается заменить платные репетиторские услуги дополнительными (бесплатными для детей) занятиями в оффлайн и онлайн-форматах. Почему частная, на первый взгляд, проблема вышла на высокий государственный уровень, насколько оптимальны предлагаемые пути решения, по каким причинам школа не справляется со своими обязанностями? На эти и другие вопросы отвечает в своей статье научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
Почему школы не справляются?
Можно ли назвать проблему репетиторства стратегической? Вероятно, это вопрос терминологии, но методологически репетиторство – это, скорее всего, следствие, а причина кроется гораздо глубже. Представители Министерства просвещения связывают ее с доступностью качественного образования. Мы видим, как дети уходят из школы на семейное образование и к репетиторам. Это происходит потому, что ребенок, не получая достаточных знаний в школе, вынужден компенсировать эти пробелы за ее пределами, а иногда получать эти знания «с нуля». Иными словами, школа не справляется со своей основной функцией, и учителя не мотивированы учить качественно, давая знания в полном объеме и ориентируясь на детей с разной успеваемостью и разными потребностями.
Задача разработчиков стратегии – проанализировать причины, которые привели к такой ситуации, а уже потом объявлять те или иные механизмы решения.
И здесь возникает вопрос: почему школы не справляются? У меня несколько вариантов ответа на этот вопрос. Во-первых, управление системой общего образования не эффективно: об этом свидетельствует нехватка ресурсов для обеспечения доступного качественного образования. Под ресурсами мы понимаем целый комплекс факторов, включающий не только финансирование, но и обеспечение кадрами, и квалификацию педагогов. Во-вторых, есть и методологические причины: например, содержание образования и способы преподавания не удовлетворяют ни запросам граждан, ни требованиям более высокой ступени образования (колледжи и вузы).
Хочу обратить внимание на два важных аспекта, которые сделали возможным включение проблемы репетиторства в Стратегию.
Во-первых, уход детей из школы снижает возможность государства управлять их образованием, воспитанием, развитием, социализацией и так далее. Поэтому, конечно, государство заинтересовано в том, чтобы ребенок никуда не уходил из-под его влияния. Выражение «знания -сила» имеет двойной смысл: кто больше знает, тот силён, но тот, у кого в руках рычаги регулирования знаниями, у того и сила. В этом смысле репетиторство – это разрушение государственной монополии на образование, поэтому государство заинтересовано в сокращении репетиторских услуг. Второй аспект – экономический: 7 и 43 статьи Конституции гласят о том, что задача социального государства – удовлетворять основные потребности граждан, к числу которых относится право на качественное бесплатное общее образование. Государство выделяет на это средства из налогов граждан, а граждане потом еще раз платят за образование своих детей репетиторам. Что это, как не двойное налогообложение? Но, помимо двойного налогообложения семей учащихся, с репетиторством связано еще и такое явление, как «двойное урокообложение» детей, поскольку первую половину дня они проводят в школе, а вторую – с репетиторами.
Удастся ли разгрузить детей и семейные бюджеты?
Какие предлагаются пути решения, и позволяют ли они устранить указанные проблемы? В интервью «Российской газете»руководитель рабочей группы «Общее образование» в рамках Стратегии, проректор НИУ ВШЭ Татьяна Васильева отметила, что «доступность качественного образования выражается и в возможности подготовки к экзаменам в школе без привлечения дополнительных ресурсов семьей». По ее мнению, варианты такой подготовки могут быть разными – это и дополнительные занятия от лучших учителей страны, курсы от региональных методистов, преподавателей вузов, занятия с наставниками – победителями и призерами олимпиад, студентами старших курсов педагогических университетов, материалы платформы «Моя школа». Часть из этих возможностей уже доступна, часть разрабатывается.
Вывод из этого напрашивается такой: школьных уроков недостаточно для полноценного образования, поэтому нужны «костыли» в виде бесплатных дополнительных занятий.
Проблема «двойного налогоообложения» таким образом, может быть, и решается, но вопрос о «двойном урокообложении» остается по-прежнему актуальным, поскольку детям придется заниматься и в урочное, и во внеурочное время.
Те стратегические решения, которые предлагаются на данном этапе, свидетельствуют о следующем: будучи не в состоянии улучшить эффективность школы, повысить квалификацию учителей, повлиять на их мотивацию и разгрузить от излишней административной отчетности – давайте решим проблему качества перегрузкой детей. Поскольку у нас нет ресурсов для увеличения учительской зарплаты и доведения ее до конкурентоспособной на рынке труда, обеспечив такой уровень знаний, чтобы отпала необходимость в дополнительных занятиях. А сколько будет стоить финансирование «школьного репетиторства»?
Нужны точные расчеты и перестройка учебного расписания
Какие мне здесь видятся «белые пятна» и «узкие места»? Во-первых, надо начинать с цены вопроса. Например, в выступлениях чиновников подчеркивается, что платные репетиторские услуги не планируется отменять, чтобы у семей оставалось право выбора. Это создаст конкуренцию между платными и бесплатными репетиторскими услугами. Но хотелось бы, чтобы представители рабочих групп объявили, сколько домохозяйства сейчас тратят на репетиторов, сопоставимы ли эти расходы с будущими государственными ассигнованиями на образование, и сколько семьи смогут сэкономить благодаря реализации предложенных в Стратегии мерам. Методики расчёта таких затрат есть. В противном случае это будет не Стратегия, в которой содержатся прогнозы эффективности планируемых решений, а чистой воды маниловщина. Во-вторых, введение дополнительных бесплатных занятий потребует перестройки учебного расписания, как это было в Москве, где в прошлом году стартовал эксперимент по дополнительной бесплатной подготовке учащихся к экзаменам. Его результаты были признаны эффективными, но надо иметь в виду, что в связи с этим в столичных школах было существенно пересмотрено расписание, и последний семестр в 9-х и 11-х классах был посвящен исключительно подготовке к ГИА. К этому можно по-разному относиться, и, конечно, надо обсуждать нормативную базу таких нововведений и организационные нюансы. Если дети будут ходить на занятия ведущих методистов и квалифицированных учителей, то уроки по физике и по математике в школе они не будут посещать? И как это отразится на зарплате учителей? Причем дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ, скорее всего, рассчитаны лишь на тех учащихся, которые собираются поступать в вуз, то есть для остальных детей надо продумать альтернативные формы обучения.
Рассуждения о том, что на полноценное изучение той или иной дисциплины не хватает часов, мы слышим постоянно, однако исследование, проведенное учеными МПГУ совместно с экспертами «Эврики» в 2022–2023 годах в рамках проекта «Новая физика», показало, что дело не в количестве, а в качестве: если вместо архаичных репродуктивных методов обучения на уроках физики ввести экспериментальную деятельность, то эффективность таких уроков существенно повышается, и у детей возрастают интерес и мотивация.
Чем опасны неэффективные решения?
Иными словами, необходимо обсуждать механизмы, логистику, нормативную базу, методики преподавания и показывать, какие ожидаются результаты: снижение финансовой нагрузки на семьи, повышение баллов ЕГЭ и качества образования в целом?
Кроме того, следует учитывать тот факт, что к помощи репетиторов прибегают не только для подготовки к ГИА, но и для ликвидации пробелов и повышения текущей успеваемости и часто для подготовки дошкольников к первому классу.
И в этих случаях тоже требуются четкие критерии оценки эффективности предлагаемых мер. То есть планируемые результаты Стратегии должны быть измеримыми и конкретными, иначе программный документ рискует превратиться в паровоз для машиниста.
Ведь любое неэффективное решение рано или поздно сработает на снижение общей результативности системы, потому что человеческие усилия и материальные ресурсы будут потрачены впустую. Исполнители будут сопротивляться нововведениям, если они не приведут ни к каким улучшениям, из-за этого снизится управляемость системой и доверие к ней.
Важно, чтобы стратегические намерения и планы приобрели бОльшую предметность, и чтобы задачи, механизмы и оценки эффективности принимаемых решений строились на строгих расчетах и глубоком анализе проблематики.