Илон Маск, создатель SpaceX и Tesla, месяц назад удачно запустил Falcon Heavy, поле чего пообещал колонизировать Марс уже через три года. Некоторые люди видят в этом великое зло, которое медленно убивает человечество, другие же воспринимают технологии как способы решения насущных потребностей и крупнейших мировых проблем. Технические изобретения сегодня применяются и в образовании.
Технический прогресс – мечта, отчетливо ставшая бесповоротной реальностью около семидесяти лет назад, с появлением первого компьютера. Техника настолько плотно и на всех уровнях вошла в нашу жизнь, что, кажется, так было всегда.
Действительно, технологии окружают нас повсюду: в больницах и на заводах, в маленьких офисах и корпорациях-гигантах, дома и на улице.
Мы, сами того не замечая, оказались в сладкой ловушке прогресса, автоматизировали большинство жизненных потребностей.
Готовим пищу с помощью блендера и мультиварки, храним ее в не требующих разморозки холодильниках; едем на работу на машинах системы кар-шеринга; покупаем билеты в театр или на самолет через Интернет; печатаем документы на принтере; храним информацию уже даже не на пауэр бэнке, а в облаке; убираем дом «умным» сенсорным пылесосом...
Мы читаем электронные книги, делаем совместные рабочие или хобби-проекты с несколькими десятками людей онлайн на сетевых площадках вроде бейскэмпа, даже выбираем удобное для всей компании время встречи через систему дудл-расписания, смотрим домашние задания детей в электронном журнале.
Магия технологий
Как отмечает глава мультипликационной студии Pixar Джон Лассестер, искусство бросает вызов технологиям, а технологии вдохновляют искусство, так же происходит и с детьми.
Необходимость не просто научить детей, а увлечь получением новых знаний мотивирует инженеров разрабатывать не только игрушки и высокоинтеллектуальные девайсы для молодых ученых, но и нечто среднее.
Мини-лаборатории помогут обучать детей играючи, откроют мир по-новому, заразят научным интересом.
Эту смелую задачу на протяжении уже двадцати лет успешно выполняет Дов Брукер, главный исполнительный директор Globisens – технологичной компании, производящей мини-лаборатории для школ.
Как сказал однажды писатель Артур Кларк, наиболее известный совместной работой со Стэнли Кубриком по созданию культового научно-фантастического фильма «Космическая одиссея 2001», любая хорошо развитая технология неотличима от магии.
Журналист «Вестей образования» Татьяна Шувалова побеседовала с магом инженерии Довом Брукером о технологиях и образовании.
– Господин Брукер, каков был Ваш путь к изобретению компактных мини-лабораторий?
– Мой отец – учитель физики. И я, будучи ребенком, так или иначе присутствовал в лаборатории, впитывал новое. Затем окончил университет по специальности инженер-электронщик. После выпуска открыл фирму, специализирующуюся на научных лабораториях. Первая моя компания была основана в 1996 году, именно тогда мы разработали первый учебный планшет для школ – замечу, еще никаких айпадов не было как идеи.
Сенсорный диск вместо учебника
– Что представляет собой ваше изобретение, в чем его уникальность?
– Мы называем его All-in-one science lab, он выглядит как небольшой, 10 на 15 см, белый диск с 12 сенсорами. Он позволяет увидеть воочию, а не прочитать скупым научным языком в учебнике, как, например, осуществляется фотосинтез. Такие приборы могут измерять температуру, давление, расстояние, уровень шума, кислотности воды и другие данные.
С помощью All-in-one science lab легко ставить опыты, проводить эксперименты с человеческим телом.
В частности, посредством него можно наблюдать и измерять показатели температуры и давления при «рефлексе ныряльщика» – когда человек погружает лицо в холодную воду, у него резко понижается артериальное давление.
Есть версия для начальной и средней школ – с отдельными сенсорами для биологии и химии.
Девайс для России
– Этот аппарат имеет успех по всему миру. А что можете сказать о российском рынке, на что рассчитываете и чем можете нас удивить?
– Первая страна, куда мы поставили наш прибор, – США, потом сразу Россия, из которой несколько школ закупили у нас это оборудование. Сейчас мы сотрудничаем со многими странами, среди них: Сингапур, Япония, Китай, Мексика, Бразилия, Аргентина, европейские страны.
Россияне всегда фокусировались на науке, показывали невероятные успехи в математике, поэтому Россия для нас – прекрасный рынок. В первую очередь это возможность практического использования приборов.
Науки можно преподавать теоретически, но практика делает все особенным: что ты слышишь – забываешь, что ты видишь – то запоминаешь, а что делаешь – то понимаешь. Детям необходимо исследовать, чтобы понимать, а для понимания нужна комбинация теории и практики, именно это мы и предлагаем.
У нас уже был прекрасный опыт сотрудничества с российскими компаниями в 2000 году, верю, что сможем сделать это снова.
Креативные дети
– Как по-вашему, подойдет ли нашим школьникам ваше изобретение, отличается ли детский процесс познавания мира в зависимости от страны или нации?
– Дети по всему миру одинаковы. А вот учителя преподают по-разному. Во многих школах делают упор только на теорию. Если же детям дать свободу думать, они быстро докажут, насколько креативны, и придумают то, что взрослым просто в голову не придет.
Например, в Британии мы не планировали тестировать наш мини-лаб в стратосфере, посылать его в воздух на дроне. Это была идея школьника. Так же и в России.
Московская школьница измерила нашим прибором уровень шума, который превышал норму, и продемонстрировала это мэру столицы Сергею Собянину.
– То есть задача учителя естественнонаучного цикла – больше внимания уделять практике?
– Именно. Учителя в начальной школе имеют отличную возможность и время показывать эксперименты, потому что в средней школе все уже вынуждены фокусироваться на экзаменах. У педагога просто не остается времени ни на что, кроме подготовки к всевозможным экзаменам и тестам.
А вот в начальной школе это время есть, есть время экспериментировать, дети могут развивать творческие способности, исследовать, что есть такое наука, математика. Они даже могут влюбиться в науку, хотя изначально не проявляют большого рвения, когда, скажем, речь заходит о заучивании формулы силы притяжения. Поэтому мы фокусируемся на юном возрасте, когда у детей есть шанс использовать технологии, а не только думать об экзаменах.
Учеба с гаджетами
– Исследования ученых по всему миру показывают, что использование таких технологий, как probware, увеличивает мотивацию учеников, привлекает детей к науке. Сегодня дети приходят в школу с мобильными телефонами и другими гаджетами. Учителю следует в этом разбираться и брать себе на вооружение.
Учителя не должны отставать от учеников, а, наоборот, адаптироваться к технологиям, преподавать, используя новые системы и изобретения.Наша цель – показать, что учитель может и должен использовать технологии в школе, поскольку иначе ученик начинает скучать. Дети не желают изучать только теорию, они хотят практиковаться и использовать технику для познания мира, учебы и всего остального.