Что такое ИИ?
Моему сыну сейчас 1,5 года. Искусственный интеллект развивается очень бурно, поэтому не исключаю, что к тому моменту, когда сын пойдёт в школу, ИИ будет не таким, как сейчас. Но «начинка» останется примерно преждей. Объяснить сыну, что такое ИИ, мне поможет педагогическое прошлое и немного настоящее.
Искусственный интеллект – это технологии и инструменты для решения разных практических задач. Такой умный компьютер, который умеет учиться и делать разные вещи сам, на базе тех данных, которые он получает от человека. Представь, что у этого компьютера есть мозги, как у нас с тобой, но они сделаны из специальных программ и математических формул.
Чтобы понять, что на изображениях котик, можно позвать эксперта в котиках, и он будет картинка за картинкой говорить, где котик, а где нет. Но у эксперта есть ограничение в том, сколько картинок он может посмотреть за определённое время. Поэтому нужно много таких экспертов, и не факт, что их получится найти, особенно если речь идёт о более сложных картинках.
Технология ИИ может гораздо быстрее обрабатывать большой поток картинок. Конечно, если мы смогли её обучить.
Когда мы учимся чему-то новому, нам нужно повторять одно и то же несколько раз, пока мы не поймём, как правильно действовать. ИИ учится точно так же. Ему показывают примеры задач, и он пробует их решить. Если он ошибается, то люди ему подсказывают, и он снова пытается решить задачу. Со временем он становится лучше и начинает справляться с задачами быстрее и точнее.
Это похоже на то, как ты учишься писать буквы: сначала ты смотришь на образец, пытаешься повторить, а когда делаешь ошибки, учитель помогает их исправить. Но у ИИ всё происходит намного быстрее и сложнее – он обрабатывает огромные объёмы информации за доли секунды.
И конечно, распознавание картинок – это малая часть того, что умеет ИИ. Есть более фундаментальные и социально значимые примеры применения, например в сфере безопасности, медицине, образовании, науке и т.д.
Как выбирать образовательные платформы, игры и приложения с ИИ?
В первую очередь смотрите, подходит ли контент для возраста ребёнка. Также важно следить за тем, какие данные собирает приложение, какие разрешения запрашивает, и убедиться, что оно безопасно хранит и использует эту информацию.
Не стоит забывать, что генеративные технологии ИИ могут «галлюцинировать» – выдавать недостоверную информацию. В контексте образовательных платформ и приложений такой риск минимален, потому что разработчики за этим внимательно следят, но в случае простых чат-ботов вопросов к достоверности больше. А алгоритмы могут подстраиваться под интересы ребёнка, ограничивая разнообразие контента и создавая «пузырь фильтров».
Поэтому, когда дети используют ИИ, самое важное – это критическое мышление. Вот как помочь детям его развить:
- объяснить, как проверять источники информации, искать оригинальные источники, находить альтернативные мнения;
- разговаривать вслух о том, как вы сами проверяете факты, сравниваете мнения и делаете выводы. Задавать детям вопросы, помогая размышлять шире. Например: «Почему ты думаешь, что это правда?» или «Какие ещё точки зрения существуют?»;
- рассказать детям, как работают алгоритмы рекомендаций в соцсетях и поисковых системах. Показать, что ИИ может предлагать информацию, основываясь на предыдущих предпочтениях, и это не всегда объективно;
- стимулировать креативное мышление. Например, предложить детям придумывать альтернативные версии событий или гипотезы;
- поддерживать любопытство и любознательность. Спрашивать у детей, что их интересует, и помогать находить ответы.
Искусственный интеллект vs домашние задания
У детей часто бывает соблазн делать домашнее задание с помощью ИИ. Мой педагогический опыт показывает, что когда ученик решает задачу сам, то он лучше понимает материал и закрепляет знания. А ещё это развивает навыки анализа, критического мышления, способность решать проблемы, учит планировать своё время и нести ответственность за результат. Современные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни, и умение ими пользоваться – важный навык.
Идеи, как мотивировать детей делать уроки самостоятельно:
- Обсуждайте с ребёнком пользу от самостоятельного выполнения заданий, что важно приобрести знания и умения, которые пригодятся в будущем.
- Предложите ребёнку вместе разбираться в задачах, прежде чем обращаться за ответами к ИИ. Это, кстати, укрепит доверие между вами.
- Не запрещайте пользоваться ИИ и другими технологиями, а установите границы. Например, позвольте ИИ проверять ответы после самостоятельного решения, чтобы сохранить баланс.
Будущее развития технологий ИИ тесно связано с тем, какие ценности и нормы мы уже заложили и закладываем. Сегодняшние дети особенны тем, что растут в эпоху цифровых технологий буквально с первых лет. Часть детей даже больше, чем взрослые, осведомлены в вопросах приватности, безопасности данных и прав человека. Они привнесут свежий взгляд на проблемы, связанные с использованием ИИ, и будут требовать высоких стандартов от разработчиков и регуляторов.
Изучение ИИ позволяет детям стать более осознанными пользователями цифровых сервисов, критически оценивать информацию и задумываться о последствиях использования технологий, также важна и этика ИИ, которая может стать отдельной дисциплиной для изучения детьми.