Качество образования // Статья

Александр Адамский: студентов отсеивать должны не вступительные экзамены, а первый семестр

Научный руководитель Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский на Международном глобальном форуме «Город образования», проходящем на ВДНХ, рассказал о новых векторах и проблемах образования будущего.

Александр Адамский: студентов отсеивать должны не вступительные экзамены, а первый семестр
Фото: pxhere.com

На Московском международном форуме «Город образования» состоялась панельная дискуссия на тему «Образование-2030». О развитии образования говорили российские и международные эксперты. Александр Адамский затронул тему мотивации учителей, предположил переход к индивидуализированному образованию и поделился своим видением оценки качества образования.

Стимул педагогической деятельности

– Самая таинственная тема – это мотивация учителей. Если у учителя пропадает мотивация к своей деятельности, то работать довольно сложно. В этом смысле решение московской системы образования, которое оказало влияние на достижения, – это система мотивации школ, директоров, учителей. Она работает больше, чем деньги и техника.

Да, есть парадокс – чем лучше мы подготовим учителей, тем больше будет их отток, но не делать этого нельзя. Если отвечать на вопрос о школе как государственном институте в перспективе, то он сохранится.

Тезис «знание – сила» вечен, и он не в том, что кто знает, тот силен. Тот, кто управляет знанием, – тот силен. С позиции государства было бы ошибкой отдать эти полномочия. То же касается и школ.

Другой вопрос, какие функции будет выполнять школа как институт. Не исключено, что город станет школой, не метафорически, а реально. Разные элементы города станут частью образования, но школа останется тоже.

Индивидуальное обучение

Современные технологии позволяют приблизить к сегодняшнему дню результаты социализации, которое образование дает. Результаты образования бывают через 10–15 лет, но нынешние технологии позволяют резко изменить эту ситуацию. Сканируя экономическое, производственное, социально-демографическое пространство вокруг школы, они могут дать ответ на вопрос, как способности ребенка могут реализоваться здесь и сейчас, а не через 10 или 15 лет.

Можно построить индивидуальный маршрут успеха ребенка. И тогда перед системой оценки качества образования встает вопрос: продолжать ли ориентироваться на внешние показатели (ЕГЭ или PISA)? Или вокруг каждого ребенка построить индивидуальный маршрут успеха относительно его установок и его деятельности и того, как эти возможности здесь и сейчас могут реализоваться?

Мы стоим на пороге перехода от отчужденных показателей к индивидуализированным.

Как оценивать профпригодность

Любое образовательное действие как ребенка, так и учителя может оставлять электронный след. Агрегация этих следов может дать полную картинку способностей, и относительно этого можно построить систему оценки.

Лишь бы не получилось, как в анекдоте, когда перед деревом собрались рыба, птица, собака, и им говорят, что сейчас мы посмотрим, как вы заберетесь на дерево, и оценим вас. Для рыбы должна быть вода, для птицы – воздух, а для собаки – земля.

Если говорить о вузах, то у нас нет эффективных инструментов выявления уровня подготовки и способностей к профессии.

Часто бывает, что хороший выпускник профнепригоден. Те издержки, которые и мы, и студент тратим на вступительные экзамены, можно перенести на первое полугодие: брать всех, кто хочет.

Первый же семестр покажет, годен ты или не годен и оставляет ли тебя университет.

Весь разговор о сложной и дорогой системе выявления соответствия поступающего той профессиональной деятельности, которую он выбирает, архаичен. Лучше переносить эту энергетику в систему пробы на первом этапе обучения, тогда и портфолио пригодится. Электронное портфолио – инструмент самоуправления человека.



Новости





























































Поделиться