Может, кому-то это покажется парадоксальным, но сегодня значимость этапов образования перевернулась «с ног на голову». Если раньше традиционно считалось, что наиболее важное значение для социализации и успешности человека в будущей жизни имеют периоды обучения в старших классах, в университете, в аспирантуре, то теперь на первый план выходит дошкольное образование. С точки зрения научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, те результаты, которые может дать дошкольное образование, становятся основополагающими для эффективной социализации ребенка в будущем. О создании условий для счастливого и продуктивного дошкольного детства он размышляет в своей статье.
Не подготовка к школе, а полноценный этап
Прежде всего, следует всегда помнить о том, что дошкольное образование самоценно, поэтому нельзя воспринимать его как подготовку к начальной школе, как этап для обучения чтению, письму, счету.
Есть другие, гораздо более важные навыки, которые ребенок приобретает в этот период: например, это воображение, умение взаимодействовать в команде или развитие познавательной компетентности.
Для меня, например, значимым результатом дошкольного возраста является развитое чувство юмора. В этом смысле мы всегда можем сказать, каким было дошкольное детство у человека: если мы встречаем грубого, агрессивного взрослого, то, скорее всего, его дошкольное детство было наполнено стрессами, давлением со стороны взрослых и другими неблагоприятными обстоятельствами. Как раз, возможно, это давление и возникало за счет того, что воспитатели и родители честно старались научить человека читать, писать, считать – то есть всему тому, что, по их убеждению, будет ему необходимо для успешного обучения в начальной школе.
На самом деле подчинение одного этапа развития личности другому – это ошибка, которая наносит непоправимый вред ребенку. Поэтому мы говорим о самоценности дошкольного образования и настраиваем на это родителей и педагогов.
Упущенное в детстве не наверстаешь в будущем
Какие результаты дошкольного возраста играют наибольшую роль для социализации человека во взрослой жизни?
Взаимодействие с окружающими – сверстниками и взрослыми; способность менять позицию и роль в зависимости от разных обстоятельств; умение действовать в разных языковых, культурных, информационных, технологических средах – это все закладывается в дошкольном возрасте. Если эти навыки не сформировались у ребенка на ранней стадии его развития, то компенсировать эти пробелы в последующем не удастся. То есть если в начальной школе вы плохо научились читать или считать, это потом можно исправить, не без труда, конечно. А вот если в дошкольном возрасте плохо сформировалось воображение, то, к огромному сожалению, этот дефицит уже нельзя будет восполнить в будущем.
Потому что именно в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира отличается особой чувствительностью, что способствует активному развитию и становлению его интеллекта.
И упускать эти возможности ради такой примитивной цели, как подготовка к начальной школе – это непоправимая ошибка.
Воспитание «самостояния»
Какие факторы влияют на становление современного человека?
Как говорил Александр Сергеевич Пушкин, «самостояние человека – залог величия его». Самостояние человека происходит не в вакууме, не в безвоздушном пространстве, а под влиянием разных факторов, которые меняются в зависимости от той эпохи, в которой он живет.
Первый и главный фактор нашего времени – это неопределенность. Сегодня наша жизнь зависит от стремительных изменений в разных областях – экономических, политических, информационных, технологических, социальных, культурных, поэтому нам так сложно прогнозировать, какие навыки потребуются нынешнему дошкольнику, когда ему исполнится 15, 17, 20 лет. Эта ситуация напоминает известную присказку из русской сказки: «пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что», но при этом никто не освобождал нас от задачи подготовить ребенка именно к такой жизни.
Второй фактор – цивилизационные сдвиги, происходящие сегодня на фоне процессов глобализации. Они дают нам основание для прогнозов о том, что ребёнок будет жить или в столкновении, или в диалоге с разными культурами, и это во многом зависит от того, как мы его подготовим к этому.
Третий фактор – это то самое «самостояние» человека в постановке собственных задач и способов их решения.
И в этом смысле дошкольная среда (выбор материала, активностей, отношений с разными участниками общения) должна отвечать условиям и требованиям быстро меняющейся жизни.
Процесс важнее результата
Особенность дошкольного возраста состоит в том, что в этот период процесс важнее результата. Мы можем сколько угодно говорить ребёнку про результат той или иной деятельности, в которой он принимает участие, но его увлекает именно сам процесс. Если ему не интересно, он не станет этим заниматься и заставить его крайне сложно, да и не нужно, иначе есть риск сломать личность ребёнка.
Наиболее интересными для дошкольника всегда были игра и игровая деятельность, и это не тождественные понятия. Я сейчас не буду останавливаться на этих тонких характеристиках. Кто захочет, с удовольствием прочитает это в работах выдающихся ученых (Карла Грооса, Льва Выготского, Алексея Леонтьева, Даниила Эльконина), я лишь упомяну основные моменты этих теоретических разработок.
Лев Семёнович Выготский ввёл в характеристику развития ребенка такое понятие, как зона ближайшего развития. И это очень важный момент относительно игровой деятельности, потому что зона актуального развития – это то, что ребёнок может делать сам. А вот то, что ему хочется сделать, но самостоятельно он ещё пока не способен – это зона ближайшего развития. И вот здесь ребёнку нужна помощь взрослого.
Для каждого возрастного этапа характерна своя ведущая деятельность. Даниил Борисович Эльконин посвятил много времени обоснованию того, что игровая деятельность, благодаря которой ребенок моделирует окружающую его социальную реальность, в дошкольном возрасте является ведущей, то есть способствует его развитию.
И в этом смысле формирование игровой поликультурной и полилингвальной среды и есть условие для полноценного развития ребенка.
Это не обучение на уроках, это среда, которая насыщена деятельностью в разных языковых культурах, через участие в увлекательных играх, значимых для ребенка событиях и сказочных путешествиях. Педагоги постоянно предлагают детям необычные сюжеты, задачки, вопросы. При таком подходе ребенок не просто пассивно получает новые знания, а проживает их эмоционально.
Тот, кто владеет искусством создания игровой деятельности в полилингвальной среде, может считать себя специалистом по дошкольному образованию.
Материалы по теме:
- Как «спровоцировать» событие, что такое «белые дыры» и как встретить Звёздного лорда
- Ольга Логачева: «Педагогов все чаще волнуют вопросы сотрудничества детских садов с родителями»
- «Если в детском саду у ребёнка нет возможности развить свои врождённые способности, то в дальнейшем он рискует их не реализовать»
Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает платформу «Навигатор для родителей и учителей», где публикуются тексты педагогов, психологов и других экспертов образования, а также видеозаписи лекций и презентации к ним.