Образовательная политика // Колонка

Новая реальность воспитания: два сценария


Новая реальность воспитания: два сценария
Фото: hlps.ru

16 июня планируется заседание Комитета Госдумы по образованию и науке, где будут обсуждать проект федерального закона № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».А 13 июня прошло обсуждение в клубе «Норма и деятельность» о риске бюрократизации программы по воспитанию. «ВО» начинают серию публикаций, посвященную этой тематике.

Обсуждение Примерной программы воспитания имеет смысл только в контексте проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся», внесенного в Госдуму президентом РФ В.В. Путиным 21 мая 2020 года.

Безусловно, этот документ задает новую стратегию воспитательной деятельности на длительную перспективу и порождает новую реальность. Поэтому жизнеспособность Примерной программы в новых условиях теперь определяется не столько ее внутренними несущими целеценностными конструкциями, сколько тем, как она впишется в новую конфигурацию в сфере воспитания учеников.

Понятно, что Программа создавалась и апробировалась на протяжении 2018–20 гг. в одной ситуации, определенной трактовкой сферы воспитания в Законе «Об образовании в Российской Федерации», в которой не было сформировано содержание воспитательной деятельности, а был лишь определен ее потенциальный адресный субъект «интересы личности, общества и государства».

Теперь согласно проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» такое содержание определено. Это «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

При внешнем достаточно лапидарном изложении в этом установочном месседже сформулировано девять обязательных направлений воспитательной деятельности, охватывающей все уровни образования от начального до магистратуры.

Есть два сценария развития процессов, которые определяются как логическое и историческое. Написаны тома о том, как должны соотноситься эти понятия. Но если следовать логическому, то есть тому, как это должно быть, то порядок изменений в воспитании должен был идти в понятном порядке – сверху вниз.

Сначала внесены соответствующие изменения в Конституцию РФ, затем в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», затем приняты соответствующее постановление правительства РФ и подзаконные акты, определяющие в том числе и дополнительное финансирование воспитательной деятельности. Потом в примерные образовательные программы по всем уровням вплоть до магистратуры должны быть включены примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы и формы аттестации. И затем эти документы должны быть созданы на региональных, муниципальных уровнях, и завершающий аккорд – в образовательных организациях и учреждениях.

Однако в историческом, то есть реальном процессе порядок оказался существенно иным. Сначала в ФУМО приняли Примерную программу воспитания, затем Министерство просвещения РФ обнародовало Календарь основных дат на 2020–2021 учебный год, задающий перечень воспитательных мероприятий. Потом в Государственной думе и Федеральном собрании примут изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. И, наконец, после голосования по поправкам эти «вопросы воспитания» будут закреплены в Конституции.

В этой связи понятие «Примерная воспитательная программа» приобретает совсем другую коннотацию. Дело в том, что слово «пример» имеет в русском языке два противоположных толкования. Одно – как что-то необязательное («это для примера»). И в этой логике принципиально выстроена обсуждаемая Примерная программа воспитания. Коллектив разработчиков постоянно подчеркивал, что никому не навязывает направления воспитательной деятельности, а рекомендует их набор как конструктор. Каждая образовательная организация может выбрать из него что-то наиболее отвечающее укладу организации, менталитету среды, воспитательным традициям и добавить еще свое.

Все это придает программе очень значимый антибюрократический дискурс. В ней сохраняется ресурс свободы.

И вместе с тем примерная программа защищает воспитательную деятельность от ее имитации, подводя под нее солидную научную, методическую и содержательную базу.

Однако в русском языке есть и другая трактовка понятия «пример» – как обязательной нормы, образца, неукоснительного для точного выполнения. Складывается ощущение, что трактовка понятия «пример» в Примерной рабочей программе воспитания, как она трактуется в проекте поправок в Закон, содержит в себе именно эту императивную модальность.

Кроме того, обсуждаемая Примерная программа воспитания создавалась в условиях отсутствия в Законе содержания воспитания. Это действительно создавало полную свободу выбора направлений воспитательной деятельности, которые могли складываться в воспитательную систему образовательной организации по принципу конструктора. Теперь таких обязательных направлений девять.

Это формирование у учеников:
  1. Чувства патриотизма.
  2. Чувства гражданственности.
  3. Уважения к памяти защитников Отечества и к подвигам героев Отечества.
  4. Уважения к закону и правопорядку.
  5. Уважения к человеку труда.
  6. Уважения к старшему поколению.
  7. Взаимного уважения.
  8. Бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
  9. Бережного отношения к природе и окружающей среде.

Все это безусловно важные направления. Их перечень, скорее всего, в процессе обсуждения депутатами и сенаторами будет еще расширен.

Эти направления задают цели и содержание деятельности, и каждое из них в Примерной программе, как нетрудно предположить, будет развернуто на нескольких страницах, где будут конкретизированы задачи, содержание, формы и технологии воспитательной деятельности по данному модулю.

В складывающейся ситуации образовательной организации, особенно на первых порах, дай Бог адекватно реализовать все эти направления. И трудно представить, что ими будут еще добровольно вноситься инициативные направления.

Во второй половине 1970-х – начале 80-х гг. ряд лет я работал организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, как раз руководствуясь как основным документом «Примерной программой воспитания школьников» под редакцией И.С. Марьенко. Так вот, ничего примерного, в плане необязательного, в этом документе не было, требовали его реализацию в полном объеме.

И несколько слов о втором важном документе – Примерном календарном плане воспитательной работы, который определяет перечень мероприятий по срокам их осуществления. Даже на федеральном уровне у нас есть очень много значимых дат и событий, имеющих большой воспитательный потенциал. И это замечательно. Но к этому добавляются региональные, муниципальные «местнозначимые святые». И, разумеется, в самих образовательных организациях есть такие значимые даты и традиционные события. Поэтому здесь главное – удержаться в рамках разумного и не допустить перегрузки.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube