Персона // Статья

Памяти выдающегося просветителя-энциклопедиста


Памяти выдающегося просветителя-энциклопедиста
Иллюстрация: webmg.ru

1 марта 2023 года перестало биться сердце академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Бориса Михайловича Бим-Бада, а 4 марта в 12.00 в Богоявленском соборе г. Ногинска состоялось отпевание.

Сейчас у нас появилась возможность сказать то, что при жизни человека как-то говорить о нем не принято. Борис Михайлович был из наших современников самым великим ученым – педагогом, выдающимся педагогическим мыслителем и просветителем. За свою 81-летнюю жизнь он столько сделал для российского образования, как, пожалуй, мало кто.

Конечно, Борис Михайлович, выросший в интеллигентной семье, где царила атмосфера поэзии Пушкина, музыки и любви, от рождения обладал ярко выраженной одаренностью. Выпускник исторического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (ныне – МПГУ), он свободно владел несколькими иностранными языками, был талантливым поэтом и публицистом, затем у него развился дар ученого.

Философ, просветитель, историк, психолог, педагог-гуманист, сурдопедагог, политолог, публицист, писатель, сценарист, автор, режиссер и ведущий телепередач – вот далеко не полный перечень граней таланта этого уникального человека.

Долгое время, по сути, до 1988 года у него не было социальных возможностей для полноценной реализации своих талантов. Но это время не прошло зря. В недрах спецхрана Ленинки Борис Михайлович прочитал Монблан книг иностранной литературы на языках оригиналов по всем близким ему областям знаний. И, безусловно, уровень его эрудиции в сфере зарубежной педагогики и психологии был запредельно высоким и ярко выраженно междисциплинарным.

Конечно, самым значимым событием этого времени для Бориса Михайловича стало участие в психолого-педагогической деятельности высокого накала. Вместе с выдающимся философом, психологом и педагогом Эвальдом Васильевичем Ильенковым он был вовлечен в работу по формированию сознания у воспитанников Загорского детского дома (интерната) для слепоглухих детей. Уже даже из названия такой деятельности понятен ее беспримерный характер. Мы хорошо знаем об уникальных результатах этой миссии – четыре слепоглухих питомца окончили психологический факультет МГУ, а Александр Васильевич Суворов защитил докторскую диссертацию по психологии.

Выделим еще один значимый вектор деятельности Бориса Михайловича в этот период. Вместе со своим другом и сподвижником Феликсом Ароновичем Фрадкиным он буквально перевернул характер преподавания в Институте повышения квалификации преподавателей высшей школы. Они вместе читали лекции, а по сути, проблемно беседовали со слушателями в пространстве педагогического диалога.

Создание ВНИКа «Школа» Гособразования СССР 1 июня 1988 года, где Борис Михайлович являлся заместителем руководителя Эдуарда Дмитриевича Днепрова по научной деятельности, наконец распахнуло перед ним долгожданные горизонты, создало возможности для реализации огромного творческого потенциала и воплощения в жизнь давно вынашиваемых планов.

В это же время благодаря трудам Бориса Михайловича происходит возвращение в проблематику российской науки культурно-антропологического направления. Он возродил педагогическую антропологию Константина Дмитриевича Ушинского. Ученый порождает реализацию крупных научных и издательских проектов в этой сфере: «Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования» (1998); «Природа ребёнка в зеркале автобиографии. Учебное пособие по педагогической антропологии» (1998); «Педагогическая антропология: Учебное пособие» (1998); «Педагогическая антропология: Курс лекций» (2003); «Педагогическая антропология: учебник» (2015).

Конечно, главным событием жизни в это время стало создание Борисом Михайловичем в 1989 году первого в стране негосударственного высшего учебного заведения Российского открытого университета, позднее ставшего Университетом Российской академии образования. Это был уникальный масштабный образовательный и культурологический проект. В течение первых трех лет в университете обучались за символическую плату (3 рубля в год) более 100 тысяч студентов.

Ярко выраженная просветительская направленность присуща книгам и антологиям Бориса Михайловича «Мудрость воспитания: Книга для родителей (1989)»; «Щит и оборона детства: Для родителей, учителей, студентов, законодателей» (1995); «Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ» (2010); «Психология и педагогика: просто о сложном. Популярные очерки и этюды» (2010).

Своеобразным «нерукотворным памятником» Борису Михайловичу, да и всей этой эпохистал изданный под его главным редакторством «Педагогический энциклопедический словарь» объемом 527 страниц.

В самом начале ХХI века в сфере интересов Бориса Михайловича появляется рельефно выраженная историко-политическая направленность. Он автор серии книг по политической педагогике: о воспитании Александра Македонского, Нерона, Александра II. Особое место в данном ряду, конечно, занимает книга «Сталин: Исследование жизненного стиля» (2002). В целостном виде эта проблематика была обобщена политологом в книге «Подготовка к власти: документальное повествование о политической педагогике» (2007).

Более того, Борис Михайлович разработал проект создания Царскосельского лицея-университета имени М.М. Сперанского – для обучения политической элиты. И, не скрою, предлагал мне переехать жить в Царское Село и стать директором этого уникального учреждения.

Это, безусловно, время наибольшей «публичности» Бориса Михайловича. С 2001 по 2002 год он являлся ведущим телеигры на ТВ-6 с очень правильным личностным названием «Я знаю всё!». И даже вошел, по версии журнала «Русский репортер», в сотню самых авторитетных людей России и в десятку самых уважаемых личностей по педагогической номинации.

К сожалению, после 2002 года в профессиональной и личной судьбе Бориса Михайловича происходят тяжелые изменения. Он вынужден был оставить университет и сосредоточиться на научной и преподавательской деятельности.

Но его могучий темперамент просветителя оставался неисчерпаем. Борис Михайлович создает собственный уникальный информационный междисциплинарный ресурс, где размещает сотни трудов по различным областям знаний. Он готовит и публикует ряд обобщающих трудов и учебных пособий: «Категории современных наук о воспитании» (2010); «История и теория педагогики. Очерки: учеб. пособие для вузов» (2016).

Несмотря на все превратности судьбы и тяжелое состояние здоровья, в завершающий период жизни в нашей благодарной памяти Борис Михайлович останется счастливым человеком, всегда улыбающимся, излучающим оптимизм, с тончайшим чувством юмора. Он был эталоном интеллигента, всегда безукоризненно элегантен. И неотразимо обаятелен…


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube