Учителя // Колонка

Что спасет школу от «заколдованных» учителей


Что спасет школу от «заколдованных» учителей
Фото: pm1.narvii.com

Боясь потерять профессию и быть заменёнными роботами, учителя могут сами стать машинами

Среди проблем будущего важную роль играют разговоры о том, какие профессии сохранятся, а какие будут заменены роботами. Пощады могут не ждать библиотекари, турагенты, вахтёры, работники конвейера, шахтёры, шофёры и многие другие. Положение учителя спорное. Оказавшись в условиях конкуренции, современные педагоги стараются стать эффективными менеджерами сферы услуг… и превращаются в роботов. Да ещё удалось договориться с обществом, что воспитывать должны родители, а не учителя.

Традиционная массовая поточная система преподавания заколдовала учителей и учеников

Авторы статьи «Ау! Есть в школе кто живой?» сравнивают некоторых современных учителей с боевыми роботами, цель которых – «уничтожить всё, что не укладывается в норму, … сделать ученика удобным, как кресло, чтобы не обременял, стоял в углу тихо и не задавал вопросов».

В моих детских сказках были прототипы роботов-учителей и роботов-учеников. В фильме-сказке Александра Роу «Марья – искусница» фраза «Что воля, что неволя… всё равно!» вообще могла бы стать символом идеального послушного учителя, который делает то, что ему скажут. Или вспомните Кая из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», которому попали льдинки в сердце, и он превратился в удобного послушного «ученика». Все они были заколдованы и потеряли дар сочувствия, хотя «чувствовать согласно, сообща, заодно» (В. Даль) – это действие разумного, эмоционально открытого и сопереживающего человека.

Развивающее образование – «живая вода» в школе

Как же вернуть в школу живого учителя, сердце которого будет откликаться на эмоции школьников? На самом деле для этого не так много надо.

Одно из правил – сделать ученика главным участником образовательного процесса, его главным субъектом.

Знаете, почему при развивающем образовании не работают стандартные выученные алгоритмы, которые так милы боевым роботам?

Начнём с элементарных действий ученика – выполнения учебных заданий. Если на уроках учитель задаёт простые вопросы, на которые есть в тексте готовые ответы, то урок абсолютно предсказуем, и «боевой робот» точно реализует задуманное им содержание и деятельность учеников. Если же на уроке школьники выполняют продуктивные творческие задания, то результаты их выполнения будут очень разными, не похожими друг на друга, даже спонтанными. И хочешь не хочешь, а учителю придётся проявлять свои эмоции, реагировать на детей, думать над каждым ответом. Где тут робот? – Это уже настоящий человек!

Но творчество детей зависит не только от заданий, которые они выполняют, но и от способов ведения уроков.

Если монолог учителя занимает почти весь урок (иногда этот монолог дублирует параграф из учебника), а дети должны точь-в-точь законспектировать и повторить слова учителя, без права размышлений, то снова привет «учителю-роботу», он торжествует.

Конечно, есть и другие учителя, у которых дети хотят открывать новое и не довольствуются тем, что дают на уроке. И пусть ответы детей поначалу не всегда точны, ведь они только что сами открыли новые знания, зато они не боятся трудностей и в любой новой ситуации, подобно лягушкам из притчи, будут стараться «сбивать молоко в масло, чтобы вылезти из банки». А уж если на уроке учитель привычно предложит самим детям оценить свой труд, тут стандартный алгоритм работать перестанет, ведь каждому даётся право оценить свой собственный успех. Глаза в этом случае горят и эмоции зашкаливают.

И что-то мне подсказывает, что эта история – про развивающее образование, которое, на мой взгляд, может спасти нашу школу от равнодушных учителей, эффективно работающих по стандартному плану, дающих стандартные результаты (пусть даже и неплохие). А заставить учителей измениться смогут лишь сами дети, если им дать на уроке для этого все права и возможности.



Новости





























































Поделиться