Экспертное мнение // Статья

Три рецепта для родителей и учителей, которые помогут подготовиться к онлайн-образованию


Три рецепта для родителей и учителей, которые помогут подготовиться к онлайн-образованию
Фото: finance.yahoo.com

Влияние пандемии на образование в этом году не перестаёт быть одной из самых обсуждаемых проблем в образовании. Диапазон мнений – от онлайн-образования как спасательного круга для школы до онлайн-образования как главного врага, заместившего на время даже ЕГЭ.

Подробный анализ проблемы онлайн-образования есть в статье Ольги Дашковской «Если завтра дистант?».

Автор справедливо приходит к выводу, что в будущем не предвидится полного перехода к онлайн-формату, но частичное его использование, хотим мы того или нет, будет присутствовать обязательно. А для этого требуется гораздо большая самостоятельность школьников, которые смогут заниматься без учителя рядом. Поэтому в процессе любого образования необходимо учить школьников «самостоятельно учиться: работать с источниками информации, извлекать знания, анализировать и обрабатывать их, применять потом на практике».

Не менее важная мысль, которую высказывает автор от лица специалистов по современным технологиям образования – «Мы, представители EdTech, извлекли для себя урок – нужно делать проще и понятнее, а не технологично и круто: сейчас нужен “трактор”, а не “космолёт”».

Две другие статьи гендиректора компании «Мобильное электронное образование» Александра Кондакова посвящены перспективам онлайн-образования в будущем. («Уроки пандемии: новая реальность»; «Традиционные учебники уже не работают»). Кондаков пишет, что «сетевые технологии и психика человека эволюционируют в тесной взаимосвязи, существенно меняя личность человека». Кроме того, психологические, социальные, культурные и иные характеристики сетевой личности, особенности новой социокультурной среды ее формирования и развития, по его мнению, носят «конвергентный, смешанный онлайн/офлайн характер».

С этим трудно не согласиться.

В то время как все рутинные процедуры будут в будущем брать на себя роботы, освобождая людей для творчества, сами эти люди могут себе позволить жить в наиболее комфортных для себя условиях, ведь результаты своего труда они могут презентовать с помощью сетевых технологий, присутствие в офисе становится не таким уж важным.

Так живут IT-специалисты, редакторы, репетиторы, которые часто работают в одной стране, а живут в другой.

Поскольку нам всё равно придется качественно менять образование, вынужденный переход к онлайн-образованию и адаптация к нему может помочь нам вместе с цифровизацией перестроить образование на современный лад.

* * *

Всю весну мы своей большой семьей жили на даче в условиях изоляции, и я как дедушка отвечал за образование внуков. Как педагог и автор учебников, я думал о том, что очень важно создать современные образовательные платформы, основанные на цифровизации, ведь без них школьники не смогут учиться без постоянного присутствия рядом педагога.

К сожалению, пандемия показала, что разработанные материалы далеко не всегда представляют собой современные продукты, часто из новых программ торчат уши традиционной школы, в которой «весь образовательный процесс, как выяснилось, строился на односторонней передаче информации от преподавателя учащимся, разжевывании и бесконечном повторении пройденного…»

Тем не менее я хотел бы вспомнить чрезвычайно простые, известные многим, рецепты поведения родителей, дедушек и бабушек, учителей и авторов учебников, которые помогут в обычной школьной жизни без пандемии научить детей учиться и подготовить их к жизни «в конвергентной образовательной среде, сочетающей реальное и виртуальное пространство».

Рецепт дедушки

Планшет, компьютер и телефон – не игрушка, а отличное средство образования для детей

Появление компьютера и интернета – безусловно очень важные вехи в истории развития цивилизации. Они подарили человечеству возможность совершать виртуальные путешествия и побывать в любом месте нашей планеты, узнать всё на свете, не покидая своей комнаты, общаться со всеми своими друзьями и знакомыми, даже если они находятся далеко. Недаром в транспорте почти все едут, уткнувшись в свои смартфоны или планшеты. Взрослым, конечно, можно. Но вот с детьми эти же взрослые стараются вести себя строже. Они говорят: гаджеты портят здоровье, сажают глаза, да и вообще… это по сути наркотик. И, конечно, взрослые правы в своей заботе о здоровье детей. Правда, чаще всего приобщают к мультфильмам и играм детей с помощью гаджетов именно взрослые. Ведь на первых порах с маленьким ребёнком планшет и телефон позволяют маме передохнуть и сделать все свои дела. Компьютер и интернет очень увлекательны для детей, они создают интересную, яркую сказочную виртуальную реальность, непохожую на обыденную жизнь. Логично, что детей так трудно оторвать от этих «волшебных» экранов.

Полный отказ от современной техники вряд ли возможен, ведь человек, который не умеет пользоваться компьютером и интернетом, вряд ли сумеет найти себе успешное место в жизни. Но ради здоровья приходится ограничивать взрослых и детей в использовании гаджетов. Если из получаса-часа в день дети станут всё свое свободное время проводить в виртуальных играх, то у них может появиться привычка использовать компьютер и интернет только для развлечения.

Моё предложение простое: больше половины времени использования гаджетов должно приходиться на образовательные задачи. Расскажу о своих попытках решить эту проблему с внучкой.

Первое правило: если ребёнок задал вопрос, то ему надо дать ответ здесь и сейчас. Как и камин без дров, любознательность может угаснуть без постоянного подкрепления.

Но где же взять компьютер, например, на пути в детский сад, на прогулке в парке и т.п. Эту роль вполне может играть телефон-смартфон, если он позволяет выйти в интернет. При этом вы не только найдёте там ответ на вопрос ребёнка, но и покажете, как искали ответ.

Правило второе гласит: научить ребёнка искать нужную информацию важнее, чем сама найденная информация.

Вопросы детей-дошкольников чаще всего касаются непонятных слов (кто? что? какой?). Услышав вопрос, взрослый может с помощью голосового режима продиктовать телефону запрос (пусть ребёнок слушает, как мама или папа спрашивают) и показать ответ в виде фото, картинки и текста, который прочтёт диктор в телефоне или родитель. В некоторых современных программах уже появились собеседники (например, Алиса в Яндексе), так что дошкольник сможет задавать вопрос и получать ответ сам.

Школьники, которые умеют читать, смогут продолжить это делать самостоятельно. В современных словарях и энциклопедиях огромное количество иллюстраций, а в электронных – есть и видео. Если в дошкольном возрасте умение и привычка искать смысл незнакомых слов сформированы, ребёнок будет всегда находить ответы на любые свои вопросы о значении того или иного слова. Это станет хорошей традицией.

Научиться узнавать смысл слова – это всего лишь первый и простейший этап использования компьютера и интернета. Ведь на просторах интернета есть все ответы на вопросы, которые летом во время прогулок могут возникнуть у ребят. Что такое радуга? Чем слышит кузнечик? Почему облако белое, а туча серая?

Напомню о правиле – если ребёнок задал вопрос, то надо (желательно) дать ответ здесь и сейчас. Нужно не только достать телефон и быстро набрать вопрос, но и познакомить ребёнка с тем, как это делается, какие слова набрать, что сделать, если требуется уточнение (например, имеется в виду лук-растение или лук-оружие).

А ещё можно найти видео, которое познакомит ближе с каким-то явлением/животным. Например, испугался ребёнок комара-долгоножку – можно найти видео о том, нужно ли его бояться или это безобидное насекомое.

Если вы приучите дошкольников и младших школьников с интересом пользоваться компьютером и интернетом в образовательных целях, то подростки по привычке это будут делать сами.

Таким детям будет легко учиться и онлайн, ведь они сами организуют своё обучение.

Рецепт педагога

Подготовка проектов в Microsoft PowerPoint или Canva научит младших школьников работать с информацией

Одна из важнейших современных задач педагога – научить своих учеников искать информацию и использовать её для решения стоящих перед ними проблем. Этому способствует проектная деятельность и её первый этап – поиск необходимой информации в рамках выбранной темы. В отличие от обычных уроков проекты школьники готовят в той или иной мере самостоятельно, да и тему выбирают сами: выбор даёт дополнительную мотивацию. Наш рецепт для учителя начальной школы очень прост. Если дома у ученика есть компьютер с интернетом, а в школе – смарт-доска или мультимедиа-проектор с экраном, то мы предлагаем создавать информационные проекты на основе презентаций в Microsoft PowerPoint или Canva. Во всяком случае наш опыт с внучкой – ученицей начальной школы свидетельствует об успешности такого подхода (я примерял на себя роль родителей) при подготовке сообщений. Да и экран с подсказками в классе облегчает выступление ученика.

Школьник, конечно, должен сам выбирать тему своего сообщения, взрослый здесь имеет лишь совещательный голос.

После этого моя внучка обычно предлагала свой план сообщения в виде перечня вопросов, который она вписывала сама в место для заголовка каждого слайда. Привычка самостоятельно составлять план при таком подходе формируется очень быстро, после трёх-четырёх подготовленных проектов (например, если тема посвящена растению или животному, то обычны это такие вопросы, как «кто это?», «как он выглядит?», «где обитает?» и т.п.).

В соответствии с заголовком слайда подбираются иллюстрации и текст. Для этого младший школьник использует голосовой набор, с помощью которого в интернете находятся все необходимые материалы.

При этом выбирает иллюстрации сам ученик, а текст на первых порах (1–2-й класс) помогает выбирать и сокращать взрослый.

Я обычно просил внучку выбрать те предложения, которые, на её взгляд, уместны на каждой странице. После чего в 1-м классе я переносил текст сам, а позже учил это делать внучку.

В анализе текста нам помогал словарь синонимов, который позволял все непонятные слова превращать в более доступные и понятные.

Постепенно доля труда родителей уменьшается, и в возрасте пятиклассника при подготовке проектов взрослый нужен лишь на этапе проектирования и обсуждения темы и в конце, когда проект уже сделан в черновике. Ну а в подростковом возрасте помощь взрослого уже становится не столь важной.

Не все члены семьи и не всегда могут помочь младшим школьникам при подготовке проектов. Чтобы выровнять шансы, мы предлагаем у каждого ученика спрашивать о помощи родителей и разделении труда. Каждый из ребят должен рассказать, что при подготовке своего сообщения сделал он сам, а в чём ему помогли родители.

Неважно, каково участие взрослых, важно, что каждый ребенок точно может объяснить, что сделал лично он.

Рецепт автора учебников

Как опишешь урок в методических рекомендациях, так он и пройдет

Очень часто начинающие авторы учебников пишут краткие методические рекомендации для педагогов, предполагая, что учитель – профессия творческая, и нужно оставить место для этого творчества. Правда, у многих учителей нет на него ни сил, ни времени. И они идут по самому простому пути, понимая слишком буквально слова в методических рекомендациях. Допустим, написано там: «объясните отличие растений и животных»… и они просто читают про это лекцию для первоклассников.

Как научить детей высказывать версии, делать предположения, рассуждать, а не просто усваивать информацию и пересказывать ее?

Рецепт, на мой взгляд, простой. В учебнике должен быть сценарий урока, в котором заложена сама возможность обсудить проблемную ситуацию, сформулировать вопрос урока, высказать свою версию и записать её на доске. Такие учебники мы делаем в издательстве «БИНОМ. Лаборатория знаний».

Потому что, если учитель с помощью наводящих вопросов не получит в беседе те или другие важные ответы учеников, то они в своём совместном поиске не доберутся до истины. А значит, не научатся рассуждать, не смогут самостоятельно осваивать новую информацию в онлайне, который начинает играть все большую роль в образовании. Именно поэтому так важно создавать интерактивные образовательные среды, помогающие ученикам осваивать новые знания и умения не только вместе с учителем, но и самостоятельно.

К тому же многие умения можно формировать каждый день дома и на уроках с помощью очень простых рецептов, которые были известны в педагогике очень давно.



Новости





























































Поделиться