Учителя // Статья

Как живет обычная школа на московской окраине?


Как живет обычная школа на московской окраине?
Фото Артема Санина

Школа № 1065 находится на окраине Москвы, в районе Южное Бутово. По столичным меркам она небольшая – около 700 учащихся. И хотя это учебное заведение не входит в топ-300 столичных школ, здесь кипит интересная жизнь, полная образовательных событий и проектов.

С 2018 года школой руководит Мария Кузнецова.

Многогранник без тупиков

«Сегодня в школьном сообществе “1065” мы много говорим о том, как школа может повлиять на будущее своих учеников, – рассказывает Мария Александровна. – Школа 1065 создает мотивирующую среду как для профессионального, так и для личного развития педагогов, и как следствие – мотивирующую среду для обучения и развития школьников. Педагоги ежегодно повышают квалификацию не только в предметной области, но и учатся рисовать, петь, ставить спектакли, создавать сценарии, участвуют в культурных мероприятиях – выставках, концертах, являются призерами профессиональных конкурсов – таких, например, как конкурс педагогического мастерства МПГУ “Многогранник”».

Школа поддерживает и развивает партнерские связи с другими учебными заведениями: с сентября 2019 года идут занятия по проекту «Математическая вертикаль» совместно с Лицеем «Вторая школа», с образовательной платформой 01Математика, которая выдвинута на премию ЮНЕСКО в области информационно-коммуникационных технологий.

В рамках научного сотрудничества с МГУ им. Ломоносова ведутся занятия по программам «Искусственный интеллект сегодня и завтра», «Информационная безопасность», «Финансовая грамотность», педагоги школы участвуют в разработке современной учебной образовательной программы по предмету «Информатика».

Также школа № 1065 является опытно-экспериментальной площадкой Института стратегии развития образования РАО по программе «Формирование у школьников предметных и метапредметных компетенций средствами ActiveInspire-studio», а совсем недавно стала экспериментальной площадкой Лаборатории интеллектуальных технологий «Линтех» при Российской академии образования, а также региональным ресурсным инженерным центром сквозных компетенций Steams/Schoolskills.

И в олимпиадах у школы есть определенные успехи. В 2018–2019 учебном году среди детей школы № 1065 было 17 призеров и 1 победитель муниципального этапа ВСОШ, на региональный этап были приглашены 8 человек, из них 1 победитель, 2 призера, 2 участвовали в заключительном этапе.

В 2019–2020 учебном году – 13 призеров, 1 победитель муниципального этапа ВсОШ, на заключительный этап МОШ приглашены 1 человек по ИЗО, 2 человека по астрономии, 1 по физике.

Но, пожалуй, гораздо важнее то внимание, которое здесь уделяют каждому ребенку независимо от его способностей. Это происходит благодаря участию в проекте «Школа без образовательных тупиков», задача которого – обеспечить равные условия для успешного обучения всех детей.

Помимо четырех профилей в старшей школе (естественно-научный, социально-экономический, технологический и гуманитарный), активно развивается применение индивидуального учебного плана с учетом предпочтений учащихся. Открыт кадетский класс.

Впрочем, свои интересы ребята реализуют не только на уроках, но и в многочисленных кружках и секциях – в школе их более 100. 40 процентов кружков направлены на развитие технической и технологической грамотности школьников. Активно развиваются художественно-эстетическое и театральное направления. Спектакли ставятся как на русском, так и на иностранных языках.

Иностранные языки, кстати, преподаются с 5-го класса на выбор из четырех: французский, итальянский, испанский и китайский. Подробнее о том, как это происходит, можно прочитать в школьной газете «Улей знаний».

Как школа стала домом

В прошлом году школа приняла участие в конкурсе на дизайн образовательной среды.

«Началось всё с экспертной оценки помещений, – рассказывает педагог-организатор школы Артем Санин. – Экспертами, конечно, стали сами дети. Заполняя специальные анкеты, мы выявили, что самое большое количество баллов холлы набирают за функциональность. Такие пункты, как навигация, образовательная составляющая и красота фотографий для инстаграма, набрали самое маленькое количество баллов. Таким образом мы определили дефициты наших помещений. После чего провели серию образовательных событий, в рамках которых у детей было место для свободной пробы. Можно было рисовать всё что угодно – дети так и сделали. В эскизах на стенах школы появился дуб из Лукоморья, ноты, сердечки и ещё множество красивых вещей. Но, к сожалению, составить подробное техническое задание на воплощение идей дети не смогли, так как не было произведено должной подготовки. На следующем этапе к работе подошли основательнее. К детям присоединились учителя и родители...»

«Буквально за несколько месяцев в довольно скучных и темных коридорах, в которых не было ничего, кроме выходящих в них дверей кабинетов, появились просторные светлые рекреации с удобными стеллажами, пуфиками, стульями, столами и даже диванами, на которых каждый желающий может выполнять работу или отдыхать в свободное время. Кроме того, на этажах появились контейнеры для раздельного сбора мусора, а в столовой – новая удобная мебель. Приятнее ли стало находиться внутри школы после таких изменений? Безусловно. Но дело не только в этом, но еще и в том, что дети почувствовали себя людьми, которым доверяют, людьми, с которыми считаются, людьми, мнением которых дорожат. А полученное доверие, как правило, хочется оправдать. И никому не приходит в голову испачкать диван или сломать стул», – говорит Лариса Александровна Ройтбурд.

Сейчас в школе запущен буккроссинг, в котором принимают участие сами дети. В рекреациях появились экраны настроений, на которых дети «рисуют» свои настроения и впечатления.

От агента по закупкам до цифрового куратора

Большое внимание уделяется предпрофессиональной подготовке школьников.

В этом месте надо сделать маленькое отступление.

Особенность российского среднего образования – ориентация на продолжение обучения. Подавляющая часть выпускников школ не может выйти на рынок труда, поскольку не обладает никакой профессиональной подготовкой.

Профессиональную подготовку на уровне МСКО 3 (российское полное среднее образование и первые два курса СПО на базе среднего общего образования) получают лишь 13% россиян соответствующего возраста, в то время как в странах ОЭСР доля выпускников среднего образования, имеющих документ о профессиональной подготовке, признаваемый на рынке труда, составляет 40%.

В школе № 1065 пошли именно таким путем.

Ученики школы участвуют в городских конкурсах профессионального мастерства для младших школьников и подростков Kidsskills, Worldskills, «Амбилимпикс» – аналогичные состязания для ребят с ограниченными возможностями здоровья.

В прошлом году 46 учащихся 10–11-х классов получили свидетельства о профессии в рамках городского проекта «Профессиональное обучение без границ», который осуществляется на базе колледжей. Направления подготовки самые разные: от лаборанта химического анализа и агента по закупкам до парикмахера, повара и даже цифрового куратора (это совсем новая профессия, суть которой – в обучении пожилых людей информационным технологиям и интернет-ресурсам). По исследованиям ВЦИОМ, эта специальность будет очень востребована.

Свидетельства о профессии, которые получают ребята, дают реальное право на работу.

При этом в школе стараются учесть интересы каждого ребенка, проводят анкетирование родителей и детей и только после этого заключают договоры с колледжами.

По словам Марии Кузнецовой, эта работа продолжается: сейчас реализуется совместный проект «Уроки технологии на базе колледжей» в 5–7-х классах.

Об одном из таких уроков рассказала учитель технологии Людмила Бекмухамедова. «Ребятам выпала возможность позаниматься в отраслевых и прикладных мастерских столичного колледжа “26Кадр”. Они осваивали технологию работы со стеклянной и керамической мозаикой, узнали все тонкости нанесения затирочного раствора и создали свой неповторимый орнамент. Кроме того, ребята ознакомились с азами флористики и хохломской росписи на дереве».

Школа будущих хозяек

Людмила Бекмухамедова ведет уроки кулинарии: учит девчонок печь пирожные, пирожки и другие кондитерские изделия.

«Мне очень нравятся уроки технологии. Там всегда все интересно, – рассказывает ученица 6-го класса Ульяна. – Благодаря Людмиле Яновне я научилась обращаться с духовкой и теперь угощаю свою семью вкусной выпечкой. Пару раз я испекла круассаны с темным шоколадом. С тестом такая начинка гармонирует, потому что темный шоколад чуть горький, а тесто сладкое, поэтому не получается приторно».

«Для меня урок технологии – это и отдых, и познание чего-то нового», – признается Ульяна, которая убеждена, что эти навыки пригодятся ей в будущей семейной жизни.

Ульянина мама, Мария, недавно побывала на открытом уроке у Людмилы Яновны и осталась под впечатлением: «Девочки работают в группах. Во время урока обсуждают, что и как они делают, на что надо обратить внимание. Учитель очень трепетно к ним относится, направляет, помогает. В конце урока – чайные посиделки со своей выпечкой».

Одноклассница Ульяны – Арина говорит, что ей будет очень жаль расставаться с уроками технологии, потому что здесь Людмила Яновна учит их не только готовить, но и обсуждает с ними жизненные темы, дает важные советы.

Если Арина задумывается о профессии повара-кондитера, то для Ренаты, ученицы 8-го класса, кулинария – это просто любимое хобби. В прошлом году она участвовала в конкурсе Worldskills по направлению «Кондитерское дело». Призовое место не заняла, но в будущем планирует еще участвовать в таких конкурсах и развивать свое мастерство.

Кстати, и для Людмилы Бекмухамедовой кулинария – это хобби, которое неожиданно стало любимой работой.

По первому образованию она учитель начальных классов и английского языка, а по второму – журналист. В 2003 году она окончила российско-таджикский Славянский университет в Душанбе. Кстати, сеть таких вузов начала создаваться при поддержке российского правительства в разных странах СНГ еще в 90-е годы для развития русского языка на постсоветском пространстве.

Выпускники этих вузов получают два диплома – своей страны и российского образца, поскольку обучаются по российским стандартам с обязательным включением национального компонента.

Интересно, что Людмила Яновна сейчас востребована в школе не только как педагог, но и как журналист: вместе с детьми она ведет школьные соцсети, учит ребят писать посты и монтировать видеоролики.

Недавно в школе открылось новое помещение медиацентра. Теперь здесь будет полноценная видеостудия и редакция с профессиональным оборудованием. А главное, есть дети, которым не терпится снимать блоги, обзоры игр, видео в тик-ток, готовить материалы для газеты и даже писать свою музыку! Ребята уже приступили к производству пилотных выпусков и поиску своих форматов.

Не затихает жизнь в школе по вечерам и в выходные дни.

Здесь постоянно проводятся дни открытых дверей, мастер-классы, фестивали, семейные спортивные викторины и спартакиады, работает педагогический клуб для учителей всего города, где обсуждаются насущные проблемы обучения и воспитания детей, осуществляются смелые проекты…

В этом месте уместно поставить многоточие, потому что на этом жизнь школы не заканчивается: впереди много трудных, интересных будней и зажигательных праздников.



Новости





























































Поделиться