Учителя // Колонка

Сапожник без головы

Как педагоги понимают «семейную педагогику»

Сапожник без головы
Фото: yandex.net

А Вам не страшно смотреть в зеркало?

Недавно прочувствовал на себе эффект «сапожника без сапог». Мы много говорим о различных подходах к образованию, о том, что верно и неверно, кто прав, а кто виноват. Но вот ты остаешься со своим ребёнком наедине, и...? Что происходит в этот момент с нашим мозгом, сознанием, телом?

Педагог – это работа или...? Пришёл с работы, и ты уже не педагог, а родитель? И забыты все подходы, есть только усталость от рабочего дня, злость и желание лечь спать?

Но дома ведь тоже есть ребёнок. И ты думаешь: «Сдержаться, сдержаться, не повышать тон, дать ему возможность сделать выбор, выразить себя». Или бывает утром: «Да, конечно, выбирай одежду, спокойно делай укладку и мой кроссовки, которые я научил тебя мыть перед выходом». А у самого на часах уже получасовое опоздание, куча неотвеченных сообщений и писем. Сам думаешь: «Ждать некогда, давай быстрее, наплюй ты на эту ерунду».

Как организовать дома развивающую атмосферу для своего ребёнка и не забросить начатое? И нужно ли это делать или всё должен сделать кто-то за тебя?

Нужно снять с себя ответственность!

Пусть с твоим ребёнком работают другие педагоги, точно не ты сам и даже не твои коллеги, а педагоги из другой школы. Отдал, доверил, но... Одно большое «но». Ребёнок приходит из школы и рассказывает, как прошёл день. Какая первая мысль? «Они всё делают не так, как можно так работать, я ведь знаю систему изнутри, куда они смотрят».

А кто сказал, что твои действия не выглядят с их точки зрения точно так же глупо и абсурдно?

И тут можно легко попасть в рефлексивную петлю и остаться в ней до скончания веков.

Быть или не быть?

Мне всегда было интересно, всё-таки, педагог – это профессия или призвание? Часто, когда бабушка-педагог начинает всех воспитывать дома, это принимается за профдеформацию. И говорят: «Ты дома, а не на работе, нечего нас воспитывать».

Возникает разумный вопрос: «Быть или не быть педагогическим подходам в воспитании собственных детей?» Или наступает шесть вечера, голова превращается в тыкву и ты становишься обычным родителем?

А своего ребёнка нужно всё-таки пристроить в школу к проверенным коллегам, чтобы быть уверенным за его развитие и образование? А самому быть вечно недовольным работой учителей своего ребёнка и писать гневные письма в вотсапе классному руководителю и всем педагогам-предметникам. Здесь есть нюанс, это придётся делать в промежутках между ответами родителям детей, у которых ты сам преподаешь. Но довольно удачный вариант для сброса негативной энергии – нахамили тебе, нахами учителям своего ребёнка... и так далее, по кругу.

Как педагоги понимают «семейную педагогику»

В этом случае мне совсем не ясно, как разделяют эти функции семейники. Они родители всегда или всегда педагоги? Ведь ту самую бабушку, которая дома всех воспитывает, обычно любят меньше всего и называют «командирша».

Так профдеформация или воспитание в семье (хоть и после школы)?

Или всё же есть универсальные приемы, которые не вгоняют педагогов во внутренний конфликт? Некая «лёгонькая» педагогика. Хотя мне кажется, что такого не существует, а что кажется таковым – это всё самообман в целях экономии нервов из любви к себе любимым.

Сегодня я занимаюсь проектной деятельностью со своим ребёнком, а завтра некогда, поэтому я сразу покажу ему, как правильно собрать шкаф, потому что некогда рассусоливать.

Сегодня я договорился с ребёнком о том, что он будет учиться самоконтролю и следить за временем, проведенным в телефоне, но у него не получилось с первого раза и он не успел сделать уроки, поэтому завтра я поставлю автоматическое ограничение на использование приложений и самоконтроль ребенка доверю технологиям. Но ведь это перечеркнет прошлую договоренность и весь эффект от неё?

Как проще? Конечно, проще нажать кнопку сейчас, чем терпеть, разговаривать и договариваться. Но что будет завтра?

Какая разница, что будет завтра, завтра же он пойдет в школу к другим педагогам…

Педагог до мозга костей

Мне кажется, что здесь впору максимализм, если уж педагог, то педагог до конца. И тогда педагогика, как стиль жизни. Тогда педагогические подходы во всём и со всеми. А если как-то по-другому, то ты не педагог, а урокодатель. Если взять, например, инженера-рационализатора, будет он терпеть дома шатающуюся ножку табуретки или дверь шкафа на криво прикрученном шарнире? Будет маляр терпеть царапину на стене квартиры? Будет автомеханик ездить на сломанной машине?

Парадокс в том, что, как правило, так и происходит. Отсюда родилось выражение «сапожник без сапог». Но ведь одно дело – стена, шкаф, машина и сапоги, и совсем другое – ребёнок, его жизнь и будущее.

Или можно поставить знак равенства?



Новости





























































Поделиться