Каникулы // Статья

Детское время для счастья, или «Веселые каникулы-2021» на Сахалине


Детское время для счастья, или «Веселые каникулы-2021» на Сахалине
Фото: Артем Санин

Раннее утро, поют птицы, светит солнце, погода на Сахалине радует. По тропинкам, дорожкам и дорогам куда-то спешат дети в желтых кепках – на велосипеде, на самокате, пешком. Вот старший брат ведет за руку сестру, которая еле-еле за ним поспевает. Шаг большой – три шага маленьких. Он торопится, потому что ему нужно успеть отвести сестру на первую площадку «Весёлых каникул», где дети вместе с мастерами и вожатыми уже делают ракетки для мыльных пузырей, а самому пойти на третью площадку, чтобы принять участие в утреннем open space и заработать своему клану Волков несколько хакхерви (это местная валюта).


Как сделать так, чтобы дети своими руками создали машину Голдберга, написали трехчастную симфонию, собрали гидроэлектростанцию или придумали сценарий выступления на КВН? Чтобы понять и прочувствовать все волшебство происходящего, нужен магический предмет. Например, маховик времени Гермионы Грейнджер из «Гарри Поттера», раскрутим его в обратную сторону и посмотрим, с чего все начиналось.

Март 2021 года, Москва, zoom-совещание. Команда Института «Эврика» и «Сахалин Энерджи» обсуждает, какими должны быть «веселые каникулы», предполагая, что будет три площадки для детей с 6 до 8 лет, 9–12 лет, 13–16 лет и 500 детей сотрудников компании «Сахалин Энерджи».

Мы тогда еще не знали, будут ли это тематические смены или что-то принципиально новое, уникальное, не похожее ни на что.

Единственное, что мы знали точно: у нас должны были получиться счастливые дети, которые могут делать выбор (бессчетное количество раз) и не боятся пробовать себя в разном.

Когда в замысле появляется слово «бессчетное», «бесконечное» или «множественное», это переводит замысел в разряд либо очень дорогих, либо нереализуемых. Но нам повезло. В приоритете было развитие детей, и педагогам в определенном смысле была дана свобода действий.

Мастера

Стало очевидно, что обычным набором традиционных (пионерских) вожатых и воспитателей не обойтись. Нужны были люди, которые могли бы совмещать в себе функции вожатого, воспитателя и человека, который проводит мастерскую.

Работник «Весёлых каникул» – это человек, у которого есть любопытство и желание проникать внутрь разных процессов и явлений. Это человек, который умеет удивлять других и удивляться сам. Человек, которому не чуждо понятие «рефлексия». Человек, который готов ко всему новому и неизведанному.

А как быть, если на сайте HeadHunter таких специалистов в принципе нет? Даже больше, таких специалистов вряд ли можно найти в одном городе или регионе. Команду пришлось собирать по крупицам.

Вопросы ко всем потенциальным участникам были такими:
  1. Какие пробы как профессионал вы можете помочь сделать детям? Например, если вы актер, сможете ли вы показать детям основы актерского мастерства? А если вы инженер, музыкант, мультипликатор, спортсмен?
  2. Что вы можете дать детям, кроме проб? Что у вас еще есть для них, кроме трансляции своих профессиональных знаний?
А теперь попробуйте задать себе те же самые вопросы. Представьте, что перед вами 10 детей и у вас 60 минут времени, ваши действия? Я навскидку придумал:
  • играть в волейбол,
  • играть на африканских барабанах,
  • бороться, как это делают сумоисты,
  • проектировать дизайн помещений,
  • выпускать газету,
  • заниматься саунд-дизайном,
  • ставить театральные миниатюры,
  • создавать пластилиновый мультфильм,
  • плести макраме, квиллинг, заниматься программированием и художественно свистеть,
  • налаживать потоковое производство самолетов,
  • создавать катапульты,
  • устраивать фотопрогулки,
  • разгадывать данетки,
  • придумывать квест,
  • решать ВПР, в конце концов.

Первый шаг к успеху – когда человек не боится оставаться наедине с детьми, даже не имея педагогического опыта.

Второй шаг – это умение разговаривать с детьми и наличие жизненного опыта, который позволяет разворачивать с детьми разную деятельность.

К счастью, такие люди нашлись.

20 отважных творческих педагогов из Санкт-Петербурга, Красноярска, Екатеринбурга, Москвы, Иркутска, Южно-Сахалинска, Республики Марий Эл. Даже мастера из Великобритании и Италии были готовы присоединиться, ведь ситуация полилингвальности невозможна без носителей языка, а смены планировались именно полилингвальные. Устраивать школьные уроки английского языка нам очень не хотелось, поэтому мы придумали включать иностранцев в различные активности дня на каждой площадке. Чтобы избежать непонимания языка со стороны детей (ведь не все и вовсе не обязательно должны знать английский и итальянский), нужно было реализовать модель парной педагогики. Она заключается в том, что рядом с иностранцем находится русскоязычный педагог, который не переводит (!) иностранца, а задает уточняющие вопросы на русском языке, чтобы у детей формировалось билингвальное представление, о чём идёт речь, чтобы они понимали, какая деятельность им предстоит.

Расписание

Собрав команду, мы приступили к формированию первого варианта расписания. Оно должно было быть очень насыщенным:
  • Утренний open space
  • Три часа мастерских
  • Дневное событие
  • Квест-тайм
  • Время активностей
  • Рефлексия

Оpen space в нашем случае – открытое пространство с различными активностями, чтобы дети, придя с утра, могли включиться в работу – каждый в своем темпе.

У мастерской есть задача с помощью механик и по законам определённой профессиональной области организовать детские пробы, в процессе которых у детей появятся новые умения и компетентности, и нет задачи во что бы то ни стало создать парадный продукт для потемкинской деревни.

Дневное событие, или СО-бытие, рождалось долго, потому что его надо было сначала прожить на собственном опыте в деятельностном формате, когда вместо долгих теоретических рассуждений надо попробовать на себе то, что собираешься предложить детям. Собравшись с мастерами в зуме, мы разделились на взрослых и детей и, как настоящие дети, придумывали, фантазировали, пели, танцевали. А после проживания поняли, что событие должно иметь недостижимую на первый взгляд цель, вызов, побуждать участников к взаимодействию, чтобы в процессе родился творческий продукт с обязательным последующим обсуждением.

А потом нам предстояло адаптировать принципы игрофикации под образовательные процессы «Веселых каникул». Конечно, можно считать гейм-индустрию зомбированием, но, если погрузиться глубже, становится ясно, что успешные игры базируются на настоящей поведенческой психологии.

Трудно заставить ребенка что-то делать, если ему это делать незачем. Сторителлинг с легкостью решает эту задачу. Не зря же нарративные гейм-дизайнеры создают целые миры, от которых невозможно оторваться.

Нам предстояло сделать то же самое – придумать миры, в которых детям придется жить на протяжении всей смены.

Так появились истории про магического хранителя, который ищет душу острова, про Искусственный Интеллект «ОКО», который запрещает людям смеяться, радоваться и чувствовать; про изобретателя-отшельника, которому нужна помощь в том, чтобы разобраться – какие его чертежи и устройства ещё актуальны, а какие уже устарели; про Лавёнка, который застрял в вулкане; про рассеянного путешественника Джоржда Фога и многие другие.

Когда активности «Весёлых каникул» были упакованы в истории, отпала необходимость создавать для ребенка дополнительную мотивацию что-то делать. Когда ребенок внутри истории, он сам себя мотивирует к действию, поиску ресурсов и так далее, поэтому каждая из смен должна была начинаться с погружения в историю, которую давал анимированный персонаж, а динамика истории должна была поддерживаться небольшими квестами – видео и интерактивные страницы сайта доставлялись детям с помощью QR-кодов и специальных меток на территории «Весёлых каникул».

Так в расписании появился квест-тайм – мы собирались выбрать битву за детское внимание у компьютерных игр.

Время активностей – один час, это когда дети могут выбрать один из четырех видов занятий, которыми может быть всё, что предложат мастера. Спортивные игры, математические задачи, термомозаика, программирование, а на следующий день это занятие можно поменять, если захочется.

А ежедневная рефлексия необходима для осознания детьми прожитого дня и присвоения опыта, полученного за день. И тут игрофикация тоже пришлась к месту.

Гипотеза была такова: если не взрослый дает задание на рефлексию и не взрослый просит детей писать рефлексивный дневник, а какой-то виртуальный персонаж, который сам ведёт дневники, то дети с удовольствием будут это делать.

Забегая вперед, скажу, что гипотеза подтвердилась.

Вот такие ресурсы идей и людей у нас были на начало первой смены «Весёлых каникул».

Если подытожить одной фразой, можно сказать, что мы планировали создать событийное игровое киберпространство в реальной жизни.

В этой точке размышлений мы сели на самолёт и улетели на остров, а о том, как наши мысли воплощались в дело, вы узнаете из следующего текста.

Фотографии Артема Санина


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube