Я уже вижу, как сотни комментаторов с пеной у рта обвиняют школьную охрану, что она не обыскивает тщательно сумки; школьных психологов, которые не могут распознать сумасшествие; учителей, которые не знают, чем живут их ученики.
Виноваты все, а значит – запретить, ужесточить и ограничить. Пресечь на корню, чтобы неповадно было. Наказать всех. По законам военного времени.
Я пытаюсь закрыть уши и не слышать этот хор обвинений. Эмоционально он понятен, но я привык сначала попытаться распутать клубок, понять, в чем именно суть, и попытаться решать именно ту проблему, которая лежит в корне вещей.
О чем эта история?
У меня нет пока ответа на этот вопрос.
Это не теракт: не выдвигалось никаких требований или, как минимум, мы об этом ничего не знаем.
Это не похоже и на сведение личных счетов, как у стрелка в Ивантеевке, – там сразу был виден мотив, тут же преступнику, похоже, все равно было кого убивать.
Психически неуравновешеный? Больной человек? Стоп. По сообщениям, он вполне легально получил в октябре разрешение на оружие. Значит, проходил освидетельствование.
Как молодой человек, у которого мама – санитарка в онкоцентре, а отца нет, накопил деньги на ружье (тип не сообщается, но хорошее гладкоствольное помповое ружье стоит примерно как две зарплаты его матери)?
Смотрите сколько вопросов. Ни на один пока нет ответа. А решение о виновнике уже найдено. Это, конечно же, школа. В данном случае – техникум. Охранник. Психолог. Учитель.
Не обеспечили, не предусмотрели, не заметили.
И – снова – ужесточить, запретить, контролировать.
А давайте уже отстанем от школы?..
Что, кроме школы, у молодого человека жизни не было? Что, все время он проводил с любимой учительницей и беседовал с психологом?
Милые сострадающие коллеги уже пишут об еще одном недолюбленном ребенке.
Ребенке? Пардон, мадам, мальчик-то уже не мальчик. Государство разрешило ему носить и использовать оружие. Перед нами взрослый мужчина 18 лет, хладнокровно готовивший массовое убийство. Приготовивший и заложивший как минимум две самодельные бомбы, начиненные поражающими элементами (ага, интернет виноват – он же наверняка подсмотрел инструкции в интернете). Тщательно готовивший оружие. Поразить столько людей за столь короткое время – оружие нужно знать, любить и очень хорошо готовить для такого.
Еще раз. Хладнокровно. Все продумав. Взорвав две бомбы, он занимает позицию на втором этаже (на лестнице?) и хладнокровно по-снайперски начинает их расстреливать.
Вы видите здесь импульсивное поведение подростка? Неуравновешенное состояние психически больного человека? Я – нет. Извините.
Возможно, я ошибаюсь. И сейчас прибегут психиатры и расскажут, что бывают такие поражения головного мозга, что…
Бывают. Всё в этой жизни бывает. Но принцип бритвы Оккама говорит, что, если без какой-то гипотезы можно обойтись, то без нее нужно обойтись. Бритва Оккама делает для меня лично версию психического расстройства избыточной.
Как та же бритва Оккама не дает мне права сейчас обвинять кого бы то ни было в школе, в техникуме.
Но давайте сначала ответим на вопросы – более простые, но от
этого не менее важные.
Где этот человек научился стрелять, у кого и для чего? Судя по количеству
жертв, учеником он был прилежным. Дело свое знал.
Кто его этому научил?
Кто оплатил покупку ружья, коробок патронов – мы знаем, что две коробки остались нераспечатанными, а сколько их было всего? Тренировки в тире, в конце концов?
Это были школьные учителя? Нет? А кто?
Давайте начнем с этих вопросов, а не будем искать виноватых под фонарем.
Это не снимает ответственности с охранника, пропустившего убийцу. Но мы пока вообще не знаем, как он проник в школу, захватив с собой коробки (!) патронов.
Мы так многого не знаем, на так много вопросов не получили
ответы, но почему-то знаем, кого точно надо наказать.
Слушайте, а давайте вы уберете руки от школы?..
Ну, поверьте, сегодня столько желающих наказать школу по самым разным поводам, что ей уже так плохо, что хуже не будет.
Но если вы хотите делать нашу жизнь хоть чуточку безопасней, давайте не будем расстреливать стрелочника. А попробуем настоять на том, чтобы компетентные органы хотя бы один раз поработали.
Ибо наказание настоящего виновного, выявление настоящей цепочки, ведущей к преступлению, намного более эффективно, чем демонстративная порка тысяч тех, кого пороть удобнее и безопаснее – школьных учителей, психологов и охранников.
Написал, и подумал, что, наверное, слишком многого хочу. Наверное, мне нужно посмотреть в себя и подумать, что еще можно улучшить в школе, какие меры безопасности ввести и какие справки отсылать в компетентные органы.
Но я бы предпочел учить детей. И еще очень хотел бы, чтобы сыщики ловили преступников. А суд их справедливо судил.
Мне почему-то кажется, что это приведет к безопасности и в школе тоже.
Так что, может, все-таки каждый займется своим делом?..