Все мы хороши в мастерстве псевдоаналитики, гневного обличения и непонимания, что мир заблудился в поисках смысла и перешел границу варварства и расчеловечивания.
Когда задумываешься о произошедшем в Керчи, то понимаешь, что спешка в диагностике ситуации приведет к тому, что мы начнем вбрасывать в сознание сотни объяснений, но все равно не сможем понять всего масштаба трагедии.
Она произошла в Керчи. Она происходит и в других городах России, и в мире. Она происходит в нас и с нами.
Когда я думаю об этой трагедии, чувствую боль. Потому что ключевой синдром нашего времени – отсутствие стыда за происходящие события.
Замечательный мыслитель Юрий Карякин, аналитик Достоевского, как-то бросил следующую фразу: «Отсутствие стыда за прожитое – это конец нас как личностей. Так называемая чистая совесть – это чаще всего просто плохая память».
И тут, и там воцаряются культурные практики обезличивания, погашения разнообразия. Отсюда мы на самой страшной из граней, которая может быть: это грань утраты человечности.
Когда мы, думая о человеке, совершившем преступление в Керчи, вдруг узнаем, что он говорил о том, что он на грани отчаяния; говорил о том, что переживает внутреннюю трагедию... Говорил близким и, может быть, обладал скрытой надеждой, что его услышат. Он оказался неуслышанным...
Я задаю вопрос: сколько сегодня в нашей стране неуслышанных людей? Сколько в нашей стране неуслышанных детей? Сколько в нашей стране неуслышанных учителей?
Происходящее – это конец нас всех как личностей. Мы охвачены равнодушием к индивидуальностям других людей.
Мы все время ищем банальные экономические, социологические, психологические объяснения происходящей трагедии и в упор не видим, что наступает эпоха полной деперсонализации.
Мы живем в атмосфере общественного и человеческого равнодушия, тем самым утраты человеческого в человеке, и пытаемся найти быстрые объяснения происходящей трагедии.
Кто мог бы поставить диагноз в этой ситуации? Психологи? Социологи? Политики? Сомневаюсь.
Лучшими мастерами диагностики этой ситуации были бы те, кто всегда учит нас урокам совести и понимания человека: Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский... И слова о бесах и бесовщине уже не кажутся нам, людям, которые оказались в ситуации казарменного социализма и казарменного национал-социализма, людьми, теряющими в себе достоинство человека, чем-то из далекого прошлого.
Замечательный мастер А.П. Чехов когда-то сказал, что самое главное – суметь вытравливать в себе по капле раба. У нас другая ситуация. В нас вытравливается не раб.
В нас день за днем, час за часом вытравливается человек.
Через эту ситуацию личностной драмы каждого в этой стране я и воспринимаю трагедию, которая произошла в Керчи.
И в заключение – информация к размышлению для всех. По данным социологических опросов в 2017 году страх бессмысленности жизни опередил в развитых странах даже страх смерти!