Учителя // Комментарий эксперта

Как измерить успешность


Как измерить успешность
Иллюстрация: ru.freepik.com

Идея отложенного награждения учителей за успехи их учеников выглядит очень красиво, но дьявол, как всегда, кроется в деталях, поэтому их и стоит обсуждать.

Как считает профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, школьный фонд оплаты труда может пополняться за счет частных инвестиций лучших выпускников, с которых будет взиматься маркированный налог. Такой опыт в России уже есть: когда с 2021 года был введен повышенный налог в размере 15% на доходы физических лиц, то на основе этих средств организовали благотворительный фонд «Круг добра», задача которого – закупать очень дорогие лекарств для детей с орфанными (редкими) заболеваниями.

Маркированный налог обычно работает на конкретную задачу или профессиональную группу. Например, сейчас предлагается направить эти деньги на поощрение учителей, которые воспитали замечательных учеников.

Вопрос, как будут определяться эти учителя? Если человек добился выдающихся успехов, например, в математике, то кого следует наградить – педагога начальных классов, который привил ему любовь к этой науке, или учителей основной школы, которые эту любовь развивали и поддерживали? Или премировать учителя старших классов, который готовил подающего надежды выпускника к участию в ЕГЭ, учителя-тренера, помогавшего выиграть международную олимпиаду, и так далее.

Возникает, таким образом, вопрос о механизмах реализации этой идеи. Кроме того, данные последних лет показывают, что почти две трети ребят готовятся к поступлению в вуз с репетиторами и, кроме того, очень много родителей нанимают репетиторов, если у ребенка есть какие-то проблемы в изучении того или иного предмета. И как мы будем раскладывать это отложенное вознаграждение на учителя и репетитора? Учтем ли мы труд учителя литературы, если для того, чтобы человек был успешен в математике или инженерии, ему надо довольно много читать и анализировать прочитанное, поскольку и хороший математик, и инженер-конструктор должны иметь развитое воображение? Не останутся ли в стороне от нашего внимания заслуги энтузиастов из системы дополнительного образования, преподаватели организации СПО и вуза, тоже оказавших влияние на высокие достижения человека?

Таким образом, получается, что средства маркированного налога могут поступать в сферу образования, но очень трудно выделить конкретных учителей, которые могут на них претендовать. Действительно, кто возьмет на себя смелость назвать поименно учителей, которым надо выделить вознаграждение, если лет через 15-20 после окончания школы ее выпускник стал известным человеком? И доживет ли его учитель или учителя до этого радостного события?

Вторая проблема состоит в том, по каким критериям мы будем определять успешность выпускника в его взрослой жизни. Можно ли при таком подходе отнести к категории успешных участкового врача, лечащего жителей своего района, или педагога дополнительного образования, который ведет какой-то кружок, и вокруг него возникает аура интереса, скажем, к авиамоделированию? Эти люди не получают больших денег, они бюджетники, поэтому они не платят повышенные налоги. И, следовательно, мы порождаем в обществе представление, что успех связан с размером доходов человека, а не с его деятельностью, которая крайне выгодна и полезна обществу, но не всегда оценивается нашим обществом адекватно.

Соответственно, мы снижаем престиж учителя, врача, библиотекаря и еще многих людей, которые не получают больших денег, но тем не менее делают очень важное дело для страны, для детей, для общества, если говорить высоким стилем.

Третья проблема заключается в том, что есть учителя, которые работают с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Помощь в преодолении этих трудностей требует усилий со стороны учителей, психологов и других специалистов. Реабилитация «трудных» подростков – это очень существенный результат для общества, заслуживающий вознаграждения не меньше, чем, скажем, труд педагогов, готовящих одаренных детей к олимпиадам.

Еще один момент, на котором хотелось бы заострить внимание, связан с тем, что награда учителю за его вклад в подготовку успешного выпускникаотсроченная, отложенная во времени премия, поскольку получить ее он сможет, как уже говорилось, только лет через 15–20 после того, как его ученик окончит школу и проявит себя во взрослой жизни. Но если ты не дожидаешься награды за свои труды долгое время, то этот стимул с годами нивелируется и обесценивается. Ложки, как известно, хороши к обеду.

И, наконец, люди с высокими доходами, как правило, проживают в определенных регионах России, хотя школу они могли заканчивать в других субъектах Российской Федерации. Как маркированный налог будет делиться между регионами страны, поскольку принято решение, что все налоги на доходы физических лиц по ставке выше 13% поступают в федеральный бюджет?

Вот те детали и нюансы, которые следует обсуждать при реализации подобных идей, если мы хотим, чтобы экономические механизмы поощрения учителей работали, были прозрачными и эффективными, а также воспринимались обществом и педагогическим сообществом как справедливые.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube