Учителя // Тема дня

Поделись своим успехом: о новой идее поощрения педагогов


Поделись своим успехом: о новой идее поощрения педагогов
Фото: ru.freepik.com

В правительстве идет активная работа над Стратегией развития образования до 2040 года, которую планируется утвердить в текущем году. В рамках этого документа обсуждается идея о системе вознаграждения для учителей за успехи учеников во взрослой жизни с целью обеспечения справедливых и достойных условий для учителей. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко на «правительственном часе» «О разработке стратегии развития образования в России» в Госдуме.

Какие конкретные финансовые механизмы предлагаются для решения этой задачи, апробировались ли они ранее, о преимуществах и рисках возможного нововведения рассказывает в комментарии «Вестям образования» ординарный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

– Речь идет о так называемом маркированном налогообложении, при котором часть налогов (примерно 2%) физлица перечисляется на определенные нужды. Например, в США такая система применялась для финансирования политических партий или науки, причем подобные взносы могли быть как добровольными, так и обязательными. Просто гражданина ставили в известность о том, на какие цели пойдет часть его налогов. Следует отметить, что подобные отчисления касаются состоятельных людей с большими доходами и даже сверхдоходами, налоги с которых взимаются в соответствии с прогрессивной шкалой.

У нас с этого года тоже вводится такая шкала, прозрачность налогообложения увеличивается, проверка реальных доходов граждан становится все более доступной.

Почему идею такой системы финансирования, которую еще можно назвать возвратными субсидиями, решили применить именно в сфере образования? Потому что бюджетных средств для существенного пополнения фонда оплаты труда учителей у нас недостаточно, и выход – в частных инвестициях в человеческий капитал.

Предполагается, что частью своих налогов с учителями поделятся лучшие выпускники школы, достигшие определенных высот во взрослой жизни. Благодаря стремительному развитию цифровых технологий отследить жизненную траекторию того или иного выпускника совсем не сложно. Логика такой меры тоже понятна: выпускникам предлагается поделиться успехом с учителями, которые внесли вклад в развитие талантов и способностей учеников и за свои заслуги получают премию.

Как я уже отмечала ранее, идея не нова и уже применялась на практике за рубежом, но в свое время активно обсуждалась и у нас – например, в период разработки стратегия развития образования Москвы в 2010 году, когда Сергей Семёнович Собянин был назначен мэром столицы. Тогда предлагалось ввести возвратную субсидию для оплаты труда педагогов, в зависимости именно от успехов их учеников.

Кстати, в своё время Александр Яковлевич Рубинштейн проводил исследование среди научной общественности о введении у нас таких вот маркированных налогов.

Респондентам был предложен на выбор спектр направлений для дополнительного налогообложения. И удивительно, что участники опроса выбрали даже не науку, не высшее образование, а дополнительное образование детей в качестве приоритетного.

Не могу сказать, что в ближайшей перспективе эта мера будет поддержана и войдёт в окончательную версию стратегии, которую сейчас разрабатывают. Но может быть сформирована какая-то премиальная программа для денежного вознаграждения учителей. Очевидно, что эта идея напрямую не заработает, потому что вклад в достижения выпускника вносит не только учитель, а педагогический коллектив и школа в целом. Возможно, средства будут распределяться, на дифференцированной основе в зависимости от заслуг каждого учителя.

У нас пока делаются первые робкие шаги в плане отказа от плоской шкалы налогообложения в сторону прогрессивной и ухода от теневых доходов. Проблема еще и в том, что главные доходы богатых людей зависят не от их зарплаты, а, в основном, от акций, налог на которые составляет всего 6%. Важно отметить, что повышенная налоговая ставка будет применяться не ко всему доходу, а только к сумме превышения над пороговыми уровнями, и есть еще другие нюансы и ограничения.

Тем не менее у нас уже с 5 января 2021 года действует фонд «Круг добра», оказывающий поддержку детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.

Так что давайте к этой идее относиться с возможностью ее разностороннего обсуждение с разных сторон. Я считаю, у этой идеи есть потенциал, и это может служить дополнительным источником повышения фонда оплаты труда учителя.


Youtube

Комментарии экспертов


Новости





























































Поделиться

Youtube